В течение длительного периода времени в столице Хорезма - древнем городе Кёнеургенч существовала и процветала преуспевающая школа туркменских мастеров-строителей. Знания и умения мастеров данной школы в течение веков распространялись по всему мусульманскому миру, их творения можно увидеть на строениях и оформлении многих зданий периода правления Тамерлана как в Туркменистане, так и других регионах Центральной Азии, Южной Азии и Среднего Востока. Искусность и умения средневековых мастеров и архитекторов Хорезма можно заметить при исследовании конструкции, форм и узоров строений, которые совершенствовались с течением времени. Более того, традиционная строительная техника дожила и до наших дней, например печи для обжига, впервые примененные в Кёнеургенче, до сих пор используются во всем регионе для производства кирпичей при реконструкции исторических зданий.
Древнейшим сооружением городища является крепость «Кыркмолла», на месте которой в XI веке была построена так называемая «Академия» султана Мамуна ибн-Мамуна, где обучались энциклопедист Абу Рейхан аль-Бируни (973—1048) и естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн Сина известный на Западе как Авиценна (980—1037). По народной легенде, во время нашествия Чингиз-хана в этом здании спряталось сорок мулл и в результате их молитв оно перевернулось вверх дном.
В древнем городе находится ряд памятников, относящихся в основном к периоду XI—XVI веков, включая мечеть, ворота караван-сарая, крепости, мавзолеи и минарет. Они свидетельствуют о выдающихся достижениях в средневековой туркменской архитектуре и ремеслах, влияние которых проявилось в Иране и Афганистане, а позднее, в ХVI веке — и в архитектуре империи Великих Моголов в Индии.
В настоящее время на территории города расположены три небольших мавзолея XII века и более совершенный мавзолей Тёребег-ханым XIV века, который был почти полностью восстановлен в 1990-е годы. Наиболее известным мавзолеем Кёнеургенча, прежде всего среди исламских паломников, является мавзолей Неджмеддина аль-Кубра, суфийского подвижника XIII века, который считается основоположником суфизма в Хорезме.
К северу от города находится обширный средневековый некрополь «360 святых» (Üç ýüz altmyş pir). По одной народной легенде, в нём находятся тела 360 исламских святых, в основном учеников пророка Мухаммеда, которых он послал во все концы света для проповедования ислама и велел вернуться обратно в Кёнеургенч. По другой легенде, эти тела принадлежат исламским святым, принявшим мученическую смерть во время разрушения города войсками Чингисхана.
К другим памятникам Кёнеургенча относятся:
К южной окраине города примыкает территория туркменского национального историко-культурного музея-заповедника, располагающегося на месте древней столицы Хорезма IX—XVI веков — города Кёнеургенч.
По представлению Туркменистана, страны-наследницы средневекового Хорезмского государства, в 2005 году архитектурные шедевры и памятники Кёнеургченча были включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
REKLAMA BANNER