ТУРКМЕНЫ - ДРЕВНЕЙШИЙ ЭТНОС ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ

Общеизвестно, что происхождение туркмен в первую очередь связано с именем древнего родоначальника нашего народа Огуз-хана (Абу-л-Гази «Родословная туркмен», Рашид ад-Дин «Легенды об Огуз-хане. Племенное деление туркмен» («Джами ат-Таварих»)), который был прямым потомком пророка Яфета в девятом поколении и «…жил за четыре тысячи лет до нашего пророка» (Абу-л-Гази). В связи с тем, что пророк Мухаммед (да будет мир с ним!) жил в VI-VII вв., то по приблизительным подсчетам (по лунному календарю), можно определить, что период жизни Огуз-хана относится к XXXIII- XXXII в. до н.э. Согласно подсчетам известного французского ученого-астронома XVIII в. академика Ж.-С.Байи, Огуз-хан жил в XXIX в. до н.э. Внуки Огуз-хана стали родоначальниками 24-х древнейших племен огузов, вот их список: кайы, баят, гараойли, акойли, тугер, языр, додурга, япарлы, авшар, гызык, бегдили, гаркын, баяндыр, бечене, човдур, чепни, салыр, эймир, алайонтли, урегир, игдыр, бюкдуз, ава, кынык.

Многие тюркские историки справедливо отождествляют Огуз-хана с праведником и великим царем древности Зу-ль-Карнайном, проповедовавшим веру в единого Бога и завоевавшим много стран в Европе и Азии; как известно, Зу-ль-Карнайн упомянут в восемнадцатой суре священного Корана. О том, что Огуз-хан также проповедовал единобожие и завоевал большое количество таких древних стран, как Арран, Муган, Индия, владения Рима, Иран, Ирак, Сирия, Египет и другие, пишут Рашид ад-Дин и Абу-л-Гази. Советскими учеными-историками установлено, что приблизительно на рубеже IV-III тыс. до н.э. имело место массовое переселение центральноазиатских племен (И.Шишкин «У стен великой Намазги»),  данный научный факт можно рассматривать как одно из доказательств достоверности сведений Абу-л-Гази о завоевательных походах Огуз-хана и древнейших огузов в этот период времени. Необходимо также отметить, что расписные узоры, изображенные на посуде, найденной советскими археологами в Южном Туркменистане в слоях, датируемых III тыс. до н. э., до сих пор присутствуют на туркменских коврах (В.Сарианиди «Тайны исчезнувшего искусства Каракумов»), а многие туркменские ковровые орнаменты имеют древнеогузское происхождение (О.Гундогдыев «Туркменский ковер»). Данный факт, наряду со сходностью антропологического облика древнейшего населения нашей страны и нынешних туркмен (Л.В.Ошанин «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов», В.М.Массон «Древние земледельцы на юге Туркменистана», Н.А.Дубова «Антропологический покров Туркменистана в древности и в наши дни»), свидетельствует о том, что жители, населявшие Туркменистан и сопредельные территории около пяти тысяч лет назад были огузами, а современные туркмены являются их прямыми потомками.

Этнотопоним «огуз»

Этимология термина «огуз» вероятнее всего связана с древнейшим туркменским (тюркским) словом «окуз» (туркм. öküz), которое означает «бык», при этом статуэтки с изображением быка обнаружены при раскопках древнейших туркменских городов. Согласно сообщениям целого ряда восточных авторов, огузы начинают именовать себя туркменами в период раннего средневековья (М.Байрамов «Огузы и туркмены (туркоманы)»).

Чтобы определить связанные с туркменами топонимы и этнонимы на территории среднеазиатской части Центральной Азии в древности, необходимо обратиться, прежде всего, к древнегреческим и древнеримским авторам. В античных источниках название реки Амударья, протекающей по территории современных Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана, указывается как Окс (Оксус) и Аракс. Об этом сообщают древнегреческий историк и географ I-II вв. Арриан, римский историк I в. Квинт Курций Руф и целый ряд других авторов.  В частности, географ Римской Греции Страбон (I в. до н.э. – I в.н.э.) в своей «Географии» пишет:  «Далее, река Окс, отде­ля­ю­щая Бак­три­а­ну от Сог­ди­а­ны, как гово­рят, отли­ча­ет­ся такой судо­ход­но­стью, что индий­ские това­ры, под­во­зи­мые к ней через горы, мож­но достав­лять вниз по ее тече­нию до Гир­кан­ско­го моря и оттуда по рекам в сосед­ние обла­сти вплоть до Пон­та». Древняя Бактрия (Бактриана) располагалась в основном на территории современных Туркменистана, Афганистана, Пакистана, в то время как древняя Согдиана – на территории современных Узбекистана и Таджикистана. Река, разделяющая эти регионы - Амударья, поэтому очевидно, что термин Окс применялся античными авторами в отношении именно этой реки. Одним из названий Каспийского моря в древности было «Гирканское» по наименованию проживавшего к югу и юго-востоку от него племени гирканцев, которое по всей видимости является туркменским племенем гаркын из упомянутого выше списка 24-х древнейших туркмено-огузских племен. В переводе с древнего туркменского языка, название гаркын означает «хлебосольный» (Абу-л-Гази). До сих пор на территориях, где в древности жили «гирканцы» - гаркыны, основным населением являются туркмены, при этом в Туркменистане этноним гаркын сохранился в качестве рода в составе туркменских этнографических групп алили, теке и арсары (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). Туркмены-гаркыны также проживают и в Афганистане.

Историки XX века, занимавшиеся изучением древней и средневековой истории региона, в том числе и реки Амударья, определили, что наименование Окс есть не что иное как один из вариантов произношения этнонима огуз, которым именовали себя туркмены в далекие времена. На это, в частности, указывает известный советский археолог и историк, академик С.П.Толстов в своей работе «Основные вопросы древней истории Средней Азии»: «Нам уже пришлось выдвинуть положение, что имя огузов, под которым выступают туркмены в раннесредневековых источниках, представляет собой закономерный вариант древнего имени Аму-Дарьи - Окс, в форме Окуз…». В связи с тем, что древние туркменские (огузские) племена зародились в конце IV тыс. до н.э во времена Огуз-хана, очевидно, что именно огузы дали свое этническое имя реке Амударья. Древнегреческий историк V в. до н.э. Геродот называет Амударью именем «Аракс» («История»): «Одно-един­ст­вен­ное устье Ара­к­са течет по откры­той мест­но­сти, [впа­дая] в Кас­пий­ское море. Кас­пий­ское же море — это замкну­тый водо­ем, не свя­зан­ный ни с каким дру­гим морем». Наименование Аракс можно этимологизировать таким образом: «ар» (туркм. «är») – человек (мужчина) и «акс» или «окс» - огуз.

О том, что Амударья называлась Огуз (Окуз) также пишет в своем историко-лингвистическом труде «Диван лугат ат-Турк» известный тюркский лексикограф XI-XII в. Махмуд аль-Кашгари: «Окуз — это название таких крупных рек, как Джейхун, Евфрат... В стране тюрок несколько других рек также наречены этим именем». Автор указывает на то, что города огузов и их поселения располагаются вдоль этой реки. Топоним «Джейхун» является одним их исторических названий Амударьи, зафиксированных в трудах ряда средневековых восточных географов.  

В Каталонском атласе мира, подготовленном по заказу арагонского короля Хуана I в 1375 г., возле устья реки Амударья указан город Огуз (в форме Угус), а на некоторых картах XVI-XVII вв. название самой Амударьи указано как Огуз (В.Н. Федчина «Как создавалась карта Средней Азии»). В своей более поздней работе «По древним дельтам Окса и Яксарта», С.П.Толстов отмечает, что наименование «огуз» в отношении Аму-Дарьи сохранилось вплоть до XIX-XX вв.: «В тюркской речи термин Окуз, как имя Аму-Дарьи сохраняется вплоть до XVI-XIX вв…Доныне имя Окуз сохранилось как название одного из западных протоков дельты Аму-Дарьи».

Еще одним доказательством происхождения античного топонима «Окс» от древнего туркменского этнонима огуз, а также достоверности сведений о впадении Амударьи в Каспийское море в далеком прошлом, служит наличие древнего высохшего русла Амударьи Узбой, проходящего по территории Туркменистана. Название «Узбой» означает: «уз» - сокращенная форма этнонима огуз (многие средневековые источники Ближнего Востока и Византии называли огузов «узами») и «бой» - род или племя на туркменском языке, т. е. Узбой переводится как «племя огузов» (туркм. Oguzboý).  На территории западного Балканского велаята (региона) Туркменистана, русло Узбой разделяется на два рукава и таким образом соединяется с Каспийским морем. На карте 1562 г., автором которой является английский дипломат и первый полномочный посол Англии в Московском государстве Этнони Дженкинсон, название русла Узбой указано как Огуз (Ougus) (Abraham Ortelius «Theatrum Orbis Terrarum»). 

О скифах-массагетах, живших на территории к востоку от Каспийского моря, в частности, по берегам Амударьи как минимум в V в. до н.э., пишет в своей «Истории» Геродот: «Эти мас­са­ге­ты, как гово­рят, мно­го­чис­лен­ное и храб­рое пле­мя. Живут они на восто­ке по направ­ле­нию к вос­хо­ду солнца за рекой Ара­к­сом напро­тив исседо­нов…Так вот, с запа­да Кав­каз гра­ни­чит с так назы­вае­мым Кас­пий­ским морем, а на восто­ке по направ­ле­нию к вос­хо­ду солн­ца к нему при­мы­ка­ет без­гра­нич­ная необо­зри­мая рав­ни­на. Зна­чи­тель­ную часть этой огром­ной рав­ни­ны зани­ма­ют упо­мя­ну­тые мас­са­ге­ты…». Этнически и по языку скифы, включая массагетов, были тюрками, обо этом сообщает большинство средневековых авторов, а на их древнетуркменское происхождение указывают результаты сравнительного анализа скифской этнонимии и ономастики, а также антропологических и ДНК-исследований (М.Байрамов «Скифы – античное наименование древних туркмен»). Одним из племен массагетов, жившем на восточном берегу Аральского моря в нижнем течении Сырдарьи было племя аугас, название которого  также является искаженным произношением древнего туркменского этнонима огуз (С.П.Толстов «Огузы, печенеги, море Даукара»), при этом закономерный ряд фонетических вариаций данного этнонима можно выстроить следующим образом: аугас - аугаз – агуз - огуз.

Бечене (печенеги)

В качестве скифского (сакского) этнонима, на территории северо-западных и северо-восточных окраин дельты Амударьи античными авторами (Страбон, Помпоний Мелла, Птолемей и другими) в период начиная с IV в. до н.э. фиксируется и одно из древних туркмено-огузских племен печенег под названием апасиак. Академик С.П.Толстов был первым ученым, который установил тождественность наименований апасиак и печенег и выстроил закономерный ряд фонетических вариантов с учетом их произношения разными авторами древности: ара-s'aka - päs’äkä - päs’änä - päs’änä||paсänä – paсänä + k – печенег («Огузы, печенеги, море Даукара»).  Как известно, племя печенег или бечене (туркм. beçene) является одним из упомянутых выше 24-х древнейших туркмено-огузских племен, указанных в трудах Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дина, Абу-л-Гази и других известных авторов прошлого, при этом название племени переводится с туркменского языка как «делающий» (Абу-л-Гази).

Аланы (огузы-туркмены)

Государство Янцай упоминается в «Исторических записках» ханьского историографа II в. до н.э. Сыма Цяня, согласно которому оно располагалась в западной части Большой Центральной Азии к северу от Аральского моря или к востоку от Каспийского моря. В «Поздней истории династии Хань» («Хоу Ханьшу» - I в н.э.) Янцай указывается уже как вассальное образование тюркского государства Кангюй (Хорезм) и называется Аланья (Аланлиао) по наименованию многочисленного и могучего племени аланы (halani согласно терминологии античных авторов), часть которых в IV в. н.э. в составе тюркского гуннского союза племен участвует в Великом переселении народов из Большой Центральной Азии в Европу достигнув Испании и Португалии. Аланы, обитавшие в Северном Причерноморье и Дунайском регионе начиная еще со II до н.э., были известны в древнегреческих источниках под названием роксоланы (Страбон, Артемидор Эфесский, Птолемей и др.). В корне данного термина присутствует слово «окс», что, как отмечено выше, означает тюркский этноним огуз - т.е. слово «роксолан» есть античное восприятие этнонима «огуз-алан».

Средневековые источники Центральной Азии и Восточной Азии также сообщают о том, что аланы относились к туркменам (огузам), при этом прослеживается родоплеменное происхождение древних аланов. Согласно историческому труду «Родословная туркмен» хивинского хана и историка XVII в. Абу-л-Гази, родоначальником аланов был Алан - старший бек главы древнейшей империи огузов Диб-Бакуй-хана - правнука Огуз-хана. Алан происходил из племени языр, входившем в состав упомянутых 24-х древнейших туркменских (огузских) племен – потомков внуков Огуз-хана, а название племени на туркменском языке означает «старший в иле (народе)» (Абу-л-Гази). В средневековых восточноевропейских и кавказских источниках, аланы были также известны под названием асы или ясы. С.П. Толстов считает, что ясы есть одно из названий туркменского (огузского) племени языр, т.е. того же самого племени, из которого происходил древний родоначальник аланов: «Языры обнаруживают несомненное ономастическое сходство с именем ясов-алан. Однако, этого было бы, конечно, мало для сколько-нибудь достоверных выводов. Напомню, однако, что в исторических источниках, языры явно выступают как крайнее юго-западное племя огузов и до их переселения в область Дуруна живут, видимо, в районе Южного Устюрта и Мангышлака, т.е. там, где Аль-Бируни локализует аланов и асов, говоривших еще в начале XI в. на смешанном «хорезмийско-печенежском» языке. Это делает ономастическую связь уже важным историко-этнографическим документом» («Города гузов»). Приведенные данные свидетельствуют в пользу того, что аланы в глубокой древности были частью туркменского (огузского) племени языр, а впоследствии выделились из него в отдельное племя, но с язырами сохранили тесные связи. В позднем средневековье часть туркмен-языров перешла на самоназвание гарадашлы, в настоящее время они проживают в нескольких велаятах Туркменистана. Среди туркмен-текинцев сохранился род под названием язы, а среди туркмен-човдуров - род аса (яса), происхождение которых связано с язырами (асами) (Г.П.Васильева «Этнические компоненты в составе туркмен»; С.Атаныязов).

Об этнических связях аланов с другим древним огузо-туркменским племенем свидетельствуют источники империи Тан. Географ VIII в. Ли Цзифу и ученый-историк VIII-IX вв. Ду Ю («Тундянь») в своих работах пишут о том, что название тюркского племени алан (helan, halan) переводится как «пегая лошадь», на что указывает в своей статье  «Из древнетюркской этнонимики по китайским источникам» известный советский исследователь истории тюркских народов на основе восточноазиатских источников Ю.Зуев: «Не лишне добавить, что в этноним алат-алан письменные источники вкладывают все тот же постоянный смысл - «пегие кони»: «Северяне пегую [лошадь] называют хэлань [алан]»; «Туцзюе называют [пегую] лошадь хэлань». В раннем средневековье, одно из указанных выше 24-х древнейших туркменских (огузских) племен алайонтли также именовалось термином алан, а основа «алайонт» в названии племени в переводе с туркменского языка означает «пегая лошадь», т.е. имеет то же значение, что и слово алан. Ю.Зуев отмечает, что племя алайонтли и племя алан/хелань есть одно и то-же племя не только из-за совпадения смыслового значения обоих этнонимов, но и из-за идентичности тамг обоих племен: «В «Словаре» Махмуда Кашгарского это наименование встречается несколько раз применительно к разным группировкам «Пегих коней». В одном месте он говорит, что алка-булак — «название тюркского племени». В другом оно фигурирует под названием булак ат… Тот же автор называет племя ула-йондлуг (>ала-йонтлы> - «пеголошадные») в качестве семнадцатого уруга в составе огузов-туркмен. Прямых указаний на их общность, кроме явного семантического тождества этнонимов, нет. Но она представляется бесспорной при сопоставлении известного сейчас тамгового материала некоторых из них (в частности, тамг бома и ала-йонтлы), на чем мы уже имели случай остановиться в другой работе.» В древнем Китае тюркское племя алан/хелань именовали также термином бома, что в переводе с древнекитайского языка означает «пегая лошадь». В своей статье «Тамги лошадей из вассальных княжеств» Ю.Зуев приводит изображения тамги племени хэлань-алан согласно древнекитайскому источнику, данная тамга совпадает с тамгой туркменского племени алайонтли согласно «Родословной туркмен» Абу-л-Гази.

В династийной хронике государства Тан «Синь Тан шу», в разделе «Повествование о теле», племя алан («алань») упоминается среди 45 тюркских телесских племен, живших на территории Восточнотюрского каганата в VII в., при этом сами телесские племена являются огузскими (А.Малявкин «Танские хроники о государствах Центральной Азии»). Анализируя наименования телесских племен, С.П.Толстов определил, что некоторые из них совпадают с названиями упомянутых выше 24-х древнейших огузо-туркменских племен («Города гузов»).

Древняя историческая область Центральной Азии Согд (Согдиана), называлась страной аланов (В.Бартольд «Работы по истории и филологии тюркских и монгольских народов»), а согласно танской энциклопедии «Тундянь» также и страной туркмен (T'ö-kü-Möng), что вполне логично, так как термин туркмен стал новым самоназванием огузов в раннем средневековье. Одним из главных доказательств принадлежности аланов к огузам (туркменам) являются антропологические данные: как известно современные туркмены — это единственный центральноазиатский народ, у которого преобладает искусственная деформация черепа - долихокефалия (длинно-узкоголовость); археологические раскопки древних захоронений показали, что аланам также была свойственна долихокефалия.  (Н.Аристов «Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности», Л.Ошанин «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов»). Другими общими чертами алан и туркмен являются наличие красного наряда и некоторых типов конских украшений (А.Росляков «Происхождение туркменского народа»). Известный немецко-американский историк и синолог, один из основателей американской синологии Ф.Хирт был убежден, что туркмены есть потомки покоренных хуннами аланов (В. Бартольд «Общие работы по истории Средней Азии, работы по истории Кавказа и восточной Европы»).

В наше время, древний туркменский этноним алан сохранился в наименовании туркменской этнографической группы олам (А.Бахтияров «Потомки «исчезнувших» аланов»; Винников Я.Р. «Родоплеменной и этнический состав населения Чарджоуской области Туркменской ССР и его расселение»; И.Н.Лезина, А.В.Суперанская  «Словарь-справочник тюркских родоплеменных названий»)), рода алам в составе туркменских этнографических групп салыр (Н.Аристов; А.Бахтияров; И.Н.Лезина, А.В.Суперанская) и йомут, рода аланлар в составе туркменской этнографической группы ходжа (Демидов С.М. «Туркменские овляды»; С.Атаныязов) и рода аланлы в составе туркмен-памыков (С.Атаныязов). В степях южнее реки Атрек сохранился вал под названием Гызыл-Алан, на месте которого в древности была крепость, построенная туркменами-аланами. На полуострове Мангышлак сохранилась крепость Алан-гала, принадлежавшая туркменам-аланам, ныне проживающим в Лебапском велаяте Туркменистана (А.Бахтияров), там-же, в районе озера Батыр (Карагие), были найдены древние аланские погребения (К.М. Скалон «О культурных связях восточного Прикаспия в позднесарматское время»). На территории Туркменистана и исторического Хорезма имеется целый ряд топонимов, связанный со средневековыми туркменами-аланами: аул и курган Аламдепе в Ёлётенском этрапе и колодец Алат в Байрамалийском этрапе Марыйского велаята, аул Олам в Ходжамбазском этрапе и аул Олам, аул Оламсурхы и арык Оламарык в Кёйтендагском этрапе Лебапского велаята, канава Оламяп в этрапе им. Гурбансолтан-эдже Дашогузского велаята (С.Атаныязов «Толковый словарь географических названий Туркменистана»); развалины крепости Алан-кала в юго-восточной части Устюрта (С.П.Толстов «Древний Хорезм»), урочище Кырк-Алан на правом берегу Амударьи и канал Алан-яб на левом берегу (Г.П.Снесарев «Хорезмские легенды как источник по истории религиозных культов Средней Азии»), развалины крепости Ходжамияр-Алан и одноименный канал  в северной части урочища Вас Дашогузского велаята Туркменистана (Б.И. Вайнберг «Топонимика как источник по истории туркмен Хорезма»).

Тугер (тохары)

Упомянутые выше средневековые авторы, а также более поздние, такие как Али Языджы-оглы, Салар Баба и Мехмет Нешри, в своих работах пишут, что племя тугер (варианты произношения: дюгер, дукер, тувер, догер, тагар, даукара и др.) также является одним из 24-х древнейших туркменских племен, а название племени на туркменском языке означает «круг». С.П.Толстов на основании работы известного немецкого филолога XX в. В.-Б.Хеннинга “Argi and the Tokharians”, а также выводов известного российского востоковеда-тюрколога XIX в. П.Мелиоранского, отождествляет туркмен-тугеров с древним центрально-азиатским народом тохары («Города гузов»), известном по сообщениям античных и древнекитайских авторов с I тыс. до н.э. и основавшим в I в. н.э. Кушанское царство (территории современных Туркменистана, Узбекистана, Афганистана, Пакистана и Северной Индии). С ним согласен упомянутый выше Ю.Зуев, который отмечает, что «средневековые тохары (дюгер) будущей Туркмении говорили по-огузски» («Ранние тюрки: очерки истории и идеологии»). Главным доказательством того, что под тохарами подразумевались древние туркмены племени тугер является тамга Кушанских царей, которая совпадает с тамгой туркмен-тугеров, приведенных у Абу-л-Гази в «Родословной туркмен». Также, кушанские цари носили древний огузо-туркменский титул «ябгу», при этом этноним тюгер в форме тагар и тувер присутствует в названиях родов таких туркменских этнографических групп как гарадашлы (С.Атаныязов), а также теке, арсары, човдур, баят, шых и игдыр (О.Гундогдыев «Сако-массагетское объединение племен»). Племя тугер также оставило свои следы и в топонимике Центральной Азии, к примеру село Тувер в Туркменбашинском этрапе Балканского велаята Туркменистана, там-же севернее Балканских гор древний колодец Туер (С.Поляков «Этническая история Юго-Западной Туркмении в средние века»), село Даукара в Северно-Казахстанской области Казахстана, село Даукара, а также котловина Даукара (в прежние века заполнявшееся водой и называвшееся морем Даукара) в Тахтакупырском районе Каракалпакстана (Узбекистан) (С.П.Толстов «Огузы, печенеги, море Даукара»).

Саки (огузы)

Впоследствии, в IX-X вв., именно в этой части центральноазиатского региона (низовья Сырдарьи, Приаралье, плато Устюрт), наши предки - средневековые огузы создадут крупное государство, известное как Огузская держава. Более того, столица Огузской державы город Янгикент возник на месте наиболее крупного города скифов «аугасов», имя которых, как отмечено выше, является одним из вариантов произношения этнонима огуз. Огузы упоминаются также в энциклопедии «Тундянь» как одно из племен Западно-тюркского каганата, занимавшего территории современных Средней Азии и Казахстана в VII в. (Ю.Зуев «Тамги лошадей из вассальных княжеств»). О том, что средневековые огузы (туркмены) и центральноазиатские скифы («саки» согласно терминологии восточных авторов), в том числе и массагеты, являются одним и тем-же народом, пишут многие историки, в частности  С.П.Толстов: «…Среднеазиатские огузы должны рассматриваться как закономерная трансформация среднеазиатских саков, в среде которых, по видимому, уже было налицо тотемное имя огуз» («Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен»); а также советский и российский археолог и этнограф И. Мизиев: «…современная наука установила полное тождество массагетов и туркмен» («История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России»). С учетом всех приведенных выше данных, античное название реки Сырдарья Яксар (или Яксарт) следует этимологизировать через туркменский язык, где «якс» есть искаженное произношение термина «огуз» (якс-акс-окс),  а окончание «ар», как отмечено выше, на туркменском языке означает человек (мужчина), т.е. термин «Яксар» есть древнегреческое фонетическое восприятие наименования «Огуз-ар» (туркм. oguz-är), означающее «огузы» или «мужчины-огузы». Закономерный ряд фонетических вариаций полного названия топонима: Яксар – Аксар – Оксар – Окузар - Огузар.

Резюмируя краткий анализ античных и средневековых материалов, связанных с древней туркменской топонимией и этнонимией в Центральной Азии, необходимо констатировать следующее:

  • Письменные источники фиксируют туркмен, проживавших на данной территории не позднее V в. до н.э. (около двух с половиной тысяч лет назад), так как термин «огуз» указывается у античных авторов в качестве топонима. При этом, в качестве этнонима фигурируют как само название «огуз», так и как минимум пять из известного списка двадцати четырех древнейших туркменских племен: гаркын, бечене (печенег), языр, алайонтли и тугер.
  • Численность туркмен в те времена была настолько велика, что крупнейшая река региона именовалась согласно древнему имени нашего народа «Огуз». Средневековые авторы отмечают тот факт, что река Амударья продолжала называться этим именем и тысячу лет назад, а согласно более поздним сообщениям, именовалась так вплоть до XIX-XX вв.
  • Все эти документальные исторические факты являются неоспоримыми научными доказательствами того, что туркмены живут на территории Туркменистана и прилегающих территорий непрерывно как минимум две с половиной тысячи лет, при этом в течение длительного периода времени туркмены были крупнейшим и главенствующим этносом значительной части Центральной Азии.

М.Байрамов (Ашхабад, Туркменистан)

 

REKLAMA BANNER