НАХОДКИ ИЗ ДРЕВНЕГО АМУЛЯ

Амуль – средневековое городище на окраине современного Туркменабата. Географическое положение Амуля, как и других четырех городов в среднем течении Амударьи — Келифа, Земма, Навидаха и Фарапа, — определила местность, которая была удобна для переправы. Город часто становился объектом исследований средневековых авторов: Аль-Истахри, Якут Хамави, Аль-Масут, Ибн-Хордабег, Аль-Макдиси и других. Почти все они в своих трудах пишут о богатых базарах Амуля.

Происхождение названия «Амуль» до конца не установлено: с конца XV века оно вытеснено названием Чарджоу. Однако на европейских картах XVIII – XIX веков можно порой увидеть и прежнее название «Амуль». Город с таким же названием существовал и в Мазендаранском велаяте в провинции Табаристан Ирана, к югу от Каспийского моря. Поэтому Амуль на берегу Амударьи называли Джейхунским, Земмским или пустынным Амулем. Последнее название произошло из-за труднопроходимой пустынной дороги из Мерва в этот город.

Город состоял из шахристана (центральная укрепленная часть), массивного арка (цитадели) и ремесленного и жилого предместья (рабада). Шахристан представлял собой правильный четырехугольник площадью до 9 гектаров. Он лежит на многометровом пахсовом массиве, возвышаясь над округой на 21–24 метра. Цитадель была сооружена в северо-западном углу крепости и имела высоту 33 метра. Территория рабада, окружавшего шахристан Амуля, превышала 150–175 гектаров.

Еще в 1950 году VII отрядом ЮТАКЭ (Южно-Туркменистанской археологической комплексной экспедиции) под руководством Галины Анатольевны Пугаченковой впервые было установлено по содержимому культурных слоев существование здесь цитадели в позднерабовладельческую пору, о чем нет никаких сведений в письменных источниках, а на одном из пригородных бугров открыты руины мавзолея X–начала XI вв.

С IV века в истории города прослеживается полоса кризиса, археологические материалы о V–VII веках отсутствуют.

После арабского завоевания Амуль возрождается и к IX веку становится одним из крупнейших центров международной торговли, которая способствовала заметному росту города. Здесь был важный пункт Великого Шелкового пути, где пересекались караванные трассы с Запада на Восток (из Мерва в Бухару и далее в Китай), а также с Севера на Юг (из Гурганджа в Балх и далее в Индию). В 1220 году Амуль разрушили монголы.

Следующий значительный этап его жизни начинается в XV веке. Несколько столетий он входил в состав Бухарского эмирата и служил стратегически важным пунктом на переправе через Амударью. До двадцатых годов прошлого столетия еще можно было видеть крепостные стены, окружавшие рабад, и дворец чарджуйского бека, который возвышался над всем городом. Он был разрушен после взятия города Красной армией в 1920 году. С 1991 года Амуль находится в ведении Керкинского государственного историко-культурного заповедника.

Не первый год туркменские специалисты занимаются изучением богатейшего археологического материала, развернув у городища полевые работы. О самых интересных находках, сделанных за последнее время, рассказала корреспонденту сайта кандидат искусствоведения, главный научный сотрудник Института истории и археологии Академии наук Туркменистана Нургозель Сарыевна Бяшимова:

«В конце 2017 года уважаемым Президентом Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедовым была утверждена Государственная программа проведения археологических раскопок на памятниках, расположенных на территории Туркменистана вдоль Великого Шелкового пути».

С 2018 года в рамках программы осуществляются археологические раскопки на городище Амуль. За прошедшее время работы были проведены на Эркгале-цитадели, в жилом квартале, а также стратиграфическом шурфе.

Во время раскопок жилого квартала была обнаружена большая кухня. О том, что помещение служило местом приготовления пищи, свидетельствуют большое количество золы, многочисленные фрагменты костей крупных и мелких животных, а также большое количество фрагментов керамических изделий.

Во время раскопок были сделаны интересные находки: так, на верхнем, позднем слое цитадели были найдены фрагменты глазурованной керамики средневекового периода, но, в основном, находки цитадели относятся к позднему времени. На первом раскопе цитадели были обнаружены неглазурованные кувшины и глазурованные толстостенные чаши и миски XVIII – XIX вв.

На цитадели в помещении второго раскопа была обнаружена терракотовая печать с изображением грациозного, с большими изогнутыми рогами животного, возможно, оленя, вокруг которого помещены налепные, глиняные круглые бляшки. Диаметр печати и длина ручки по 5 см. Печать аналогичных размеров, но с изображением коня, головы быка, птицы и колоса была найдена Виктором Николаевичем Пилипко на античном памятнике Мурзебегкала в Керкинском этрапе. Печати, вероятно, использовались для метки груза на караванных дорогах, о чем свидетельствуют найденные глиняные буллы с оттиском печатей на Гобеклидепе, который находится в Каракумском этрапе Марыйского велаята.

Особый интерес вызывают пиалы - местное подражание китайским фарфоровым «селадонам», где были проставлены на наружной стороне дна имитации китайских иероглифов.

Подтверждением того, что нижний ярус шурфа относится к IX-XIII векам, являются находки из стекла и штампованной керамики. Среди стеклянных фрагментов есть горлышко графина со сливом. Еще одна интересная находка – это штампованная терракотовая крышка диаметром 25 см. На широкой полосе вокруг ручки крышки нанесены рельефные штампованные повторяющиеся изображения – заяц в лапах фантастического зверя.

В дальнейших планах ученых продолжение раскопа шурфа для выяснения датировок нижних слоев.

Туркменистан: Золотой век

 

 

 

REKLAMA BANNER