«СКИФЫ» – АНТИЧНОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ДРЕВНИХ ТУРКМЕН

Краткий анализ древних, средневековых и современных материалов

О ТЕРМИНЕ «СКИФ»

Скифы – это древнегреческое наименование древнего народа, состоявшего из целого ряда племен, и господствовавшего в западных и центральных степях Евразии, как считается, начиная с IX в до н.э по IV в. н.э. Однако зарождение этого во многом загадочного народа относится к значительно более древним временам. Римский историк III в. Марк Юниан Юстин в своем произведении «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа», Книга II, пишет, что «между скифами и египтянами долго происходил спор о древности происхождения» и что в этом споре, предъявив неопровержимые научные доказательства, «скифы одержали верх над египтянами и с тех пор считались самым древним народом».

Так называемые «классические скифы», известные по сообщениям древнегреческих историков, проживали в северном Причерноморье и равнинно-степных регионах Северного Кавказа, но скифы были также обитателями большой Центральной Азии, ахеменидские хроники именовали эту группировку скифов «сак» или «сака», а китайские современники называли  их этнонимом «сай». Считается, что именно скифы были одним их самых ранних народов, которые вели боевые действия, сидя верхом на конях, применяя лук и стрелы. Скифы содержали огромные стада лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, и создали богатую курганную культуру, изготавливали прекрасные ювелирные изделия из золота и великолепное оружие из металла. Скифами основаны такие государства и государственные образования прошлого как Парфия, Ишгуза, Индо-Скифское царство, Причерноморское Скифское царство, Тавроскифия, Бактрия и некоторые другие.

Как известно, народы не возникают на пустом месте и не исчезают, поэтому попробуем в нашем кратком исследовании выяснить, к какому этносу относились древние скифы и на каком языке говорили. Пожалуй, начнем с самого названия этноса и откуда оно возникло. Древние ассирийские источники называют скифов Išgūzai или Ašgūzai, которые в VII в. до н.э завоевали Переднюю Азию и основали одноименное государство Ишгуза (Ишкуза). В фонетической интерпретации древних греков название ишкуза трансформировалось в слово скузай – Σκύθaι (множественное число) или скузэс - Σκύθης (единственное число), в современный английский язык название этнонима перешло как scyth (scythian), а в русский язык - «скиф». Как известно, по причине существования различных языковых групп, каждая из которых имеет свою устоявшуюся фонетику, названия топонимов, этнонимов, а также личных имен в большинстве случаев могут искажаться когда их произносят представители неродственных народов. Попробуем теперь обратиться к историческим источникам и выяснить, название какого древнего этноса имеет сходство с ассирийским и древнегреческим наименованиями скифов и их племен. 

Общеизвестно, что тюрки являются древним народом, который в течение нескольких тысячелетий живет на территории Евразии и не только. Особенность тюркской цивилизации состоит в том, что тюрки всегда делились на большое количество племен, и вели подвижный полукочевой и полуоседлый образ жизни. Тюрки покоряли огромные пространства от Китая на Востоке до Европы на Западе. Огуз-хан был древним родоначальником туркмен и прародителем всех тюркских народов (Рашид ад-Дин «Сборник летописей»; Абу-л-Гази «Родословная туркмен»), при этом, согласно Абу-л-Гази, Огуз-хан жил за четыре тысячи лет до времени пророка Мухаммеда (Да будет мир с ним!)). Согласно произведениям этих историков, прямые потомки самого Огуз-хана стали родоначальниками 24-х огузо-туркменских племен, которые делились на два подразделения, ичогузов (т.е. «внутренних или центральных огузов») и дашогузов (т.е. «внешних огузов»), каждое из которых состояло из 12-ти племен («Книга деда Горкуда»); потомки ближайших сподвижников и родственников Огуз-хана стали родоначальниками таких крупных тюркских племен как карлуки, канглы, кыпчаки, халаджи и агачари, эти племена в древности и средневековье тоже были частью огузов (туркмен) (Рашид ад-Дин).

Азербайджанский историк Р.Шукюрова в своем предисловии к русскому переводу исторического произведения «Огуз-наме», которое является частью вышеназванной работы Рашид ад-Дина, пишет: «Главные события, изложенные в дастане, происходят в промежутке между владычеством Огуз-хана и десятого хана Иналсыр Явкуя. Время это, берущее начало с VII в. до н. э., было весьма длительным и, согласно Рашид ад-Дину, жившему в начале XIV в., оно, начиная от Огуза, длилось около двух тысяч лет. Такое временное пространство можно принять с учетом того, что Рашид ад-Дин прекрасно знал иудейские традиции, согласно которым он и относил историю древних тюрок к VII в. до н. э., когда началось проникновение среднеазиатских племен на запад».  Самые ранние огузские завоевания Передней Азии относятся к периоду жизни Огуз-хана, т.е. к концу IV тыс. до н.э., а к VII в. до н.э. относятся очередные, более поздние завоевательные миграции огузов из Центральной Азии согласно «Огуз-наме», которые по времени  совпадают с проникновением народа Išgūzai (Ašgūzai) на территорию Передней Азии согласно ассирийским источникам. В связи с данными историческими фактами, а также произведя несложный лингвистический анализ, можно с уверенностью утверждать, что ассирийское наименование скифов Išgūzai (Ašgūzai) является слегка искаженным наименованием древнего туркмено-огузского племенного подразделения «ичогуз» (туркм. Içoguz) (закономерный ряд фонетических вариаций этнонима выглядит так: ичогуз – ишгуз (ишгузай-скузай) – ишкут – искут – скут – скит - скиф.  В современной историко-исследовательский литературе версию о тождественности этнонимов ичогуз и ишгуз (иш-куза) впервые озвучил казахский ученый О.Сулейменов в своем нашумевшем произведении «АЗиЯ», ее поддержал известный туркменский ученый-историк О.Гундогдыев, а также другие историки.

СКИФСКИЕ ИМЕНА, ПЛЕМЕНА И ТРАДИЦИИ

При лингвистическом анализе скифских личных имен, о которых мы знаем в основном из древнегреческих источников, необходимо признать, что многие из них находят параллели в ономастике тюркских народов или же «расшифровываются» с помощью тюркских языков. Согласно известному древнегреческому историку Геродоту (V в. до н.э.), у вождя скифов Таргитая было трое сыновей, Липоксай, Арпоксай и Колоксай, в основе имен каждого из которых мы видим корень «окс». Известно, что античные авторы реку Амударья называли словом Окс, которое, по утверждению ряда современных историков, означает тюркский этноним «огуз» - древнее самоназвание туркмен (М.Байрамов «Туркменские топонимы и этнонимы в древней Центральной Азии»). Полагаю, что корень «окс» в именах сыновей Таргитая также означает «огуз», а окончание «ай» в имени вождя скифов и всех его сыновей переводится с туркменского (и других тюркских языков) как «луна». Вероятнее всего, скифы древнегреческих источников - потомки Ай-хана, второго сына Огуз-хана. У аваров, которые были тюрками-огузами (М.Байрамов «Следы древних туркмен (огузов) в Европе»), и основали в центре Европы государство - Аварский каганат (VI-IX вв.), фиксируется личное имя Таргитай.

Обратимся к статье О.Гундогдыева «Язык «царских скифов»», опубликованной в сборнике «Прошлое туркмен», чтобы попробовать определить этимологию других скифских имен: «Тугдамис (Архив Ашурбанипала) - Тогтамис (“родившийся”); Токсарис (Лукиан) - Токсары (Токсурмыш, Тогурмыш, Арсары, Ансары); Испака (VII в до н.э.) - Испакан (“идущий по следу”); Антир (Помпей Трог) - Унтэр (отец-небо), Индыр (“высокий”); Бабай (Иордан) - Баба (“отец”, “дед”, “предок”); Базук (I в. до н.э.) - Бозок (подразделение огузов), Анахар (Цицерон) - Янгир (“душегуб”); Атей - Ата (“отец”); Скунха (надпись Дария I) - Куунх (“славный”, “именитый”), Картасий - “брат скифского царя” (Курций Руф) - Кардас (Гардаш - “брат”); Мадий (Страбон) - Модэ, Мадиун (“богатырь”) и т.д.». В дополнение к сравнительному анализу О.Гундогдыева, хотелось бы отметить, что скифское имя Тугдамис соответствует тюркскому имени Тогтамыш. Имя Токсарис мы можем разделить на две составляющие: «токс» – докуз («девять» на тюркских языках) и «сарис» - сары («желтый» на тюркских языках). Этноним докуз (туркм. dokuz) является распространенным среди тюрков, известен союз тюркских племен IX в. под названием «докуз-огуз» - девять огузских племен, а также родовое подразделение докуз в составе туркменской этнографической группы олам (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов») и таких тюркоязычных народов как башкиры, гагаузы, казахи, алтайцы, каракалпаки, кыргызы, узбеки, ногайцы, тувинцы и др. (Р. Кузеев «Происхождение башкирского народа: Этнический состав, история расселения»)  Этноним «сары» встречается у туркмен в качестве названия крупной этнографической группы сарык (туркм. saryk)  (С.Атаныязов), а также у башкир, тувинцев, казахов, каракалпаков, кыргызов, казахов, уйгуров и узбеков (Р. Кузеев). Скифское имя Базук, как отмечено выше, соответствует одному из двух традиционных подразделений огузов бозок. Издревле 24 огузо-туркменских племени делились на две фратрии: учоков (туркм. üçok) и бозоков (туркм. bozok),, каждое из которых состояло из 12 племен, при этом бозоки составляли правое крыло в огузо-туркменском войске, а учоки – левое (Рашид ад-Дин «Сборник летописей», Абу-л-Гази «Родословная туркмен»).  

Еще раз обратимся к древнегреческим источникам и проведем сопоставление названий скифских племен с названиями тюркских огузских племен, как это сделал О.Гундогдыев в той-же статье: «Среди 24 огузских племен ученые уже выявили несколько “скифских” племен: асы-языр, пасиан-печенег, тохар (дах) - дюкер (С.П.Толстов), кай (кави) - кайы (ковуи русских летописей) (А.Бекмурадов), амюрги (киммерийцы) - имр, эймюр, емрели (Г.И.Карпов). Мы попытаемся продолжить этот список: скифо-сарматское племя овсур (арм. и груз. хроники IV-Vвв.) - огузское племя авсар (афшар), баит (Птолемей) - огуз. баят, абии (Арриан) - огуз. аба (ава, ыва), гаргар (Страбон) - огуз. каркыр, барды (марды) - Помпоний Мела и гуннское племя бардор - огуз. баядер (баяндер), sariges (Овидий Насон) - сарык (туркм.) и огузское племя чарыклуг (переход “с” в “ч” в слове чарык-сарык оправдано А.П.Поцелуевским), согдийцы – согды – огуз. племя чогдур (согдур, човдур), прикаспийские скифы-иберы (Помпоний Мела) - огуз. ябир (Абулгази). На южном берегу Черного моря находится мыс под названием Каркин. Этот топоним прочно связывают со средневековым огузским племенем каркын.». Указанные О.Гундогдыевым племена языр, печенег (бечене), дюкер, кайы, эймюр (эймир), афшар, баят, баяндер (баяндыр), ыва (йива), човдур и каркын,  присутствуют в составе 24-х древних огузо-туркменских племен, упомянутых, как сказано выше, в «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина (глава «Легенды об Огуз-хане. Племенное деление туркмен») и «Родословной туркмен» Абу-л-Гази, а также в исторических трудах османского историка XV в. Али Языджы-оглы «Тарих-и Ал-и Сельджук» («История сельджуков»), туркменского историка XVI в. Салар Баба Гулалы оглы Харыдари («Всеобщая история») и османского историка XVI в. Мехмета Нешри «Китаби Джихан Нума». Очевидно, что эти огузо-туркменские племена уже существовали в 1-м тыс, до н.э. так как их названия четко зафиксированы античными авторами как относящиеся к народу, именуемому «скифами».

Как отмечено выше, огузо-туркменское племя языр (туркм. ýazyr) соответствует скифскому племени асов, другое название которых «ясы»: этноним языр можно разделить на две составлявшие: ýaz (яз-яс) и yr.  «Языры обнаруживают несомненное ономастическое сходство с именем ясов-алан. Однако, этого было бы, конечно, мало для сколько-нибудь достоверных выводов. Напомню, однако, что в исторических источниках, языры явно выступают как крайнее юго-западное племя огузов и до их переселения в область Дуруна живут, видимо, в районе Южного Устюрта и Мангышлака, т.е. там, где Аль-Бируни локализует аланов и асов, говоривших еще в начале XI в. на смешанном «хорезмийско-печенежском» языке. Это делает ономастическую связь уже важным историко-этнографическим документом», - пишет известный советский историк, археолог, первооткрыватель древнехорезмийской цивилизации, академик С.П.Толстов в своей работе «Города гузов». Вероятнее всего, название скифо-сарматского племени языги, известном по сообщениям античных авторов начиная как минимум со II в. до н.э. и обитавшем в Восточной Европе, тоже есть одна из форм передачи названия огузо-туркменского племени языр на античных языках (языр-языг).

Попробуем определить этимологию и некоторых других скифских племен. Известные древнегреческие историки Страбон (I в. до н.э. – I в. н.э.) и упомянутый выше Геродот пишут о скифском этносе alazones ~ alizones, обитавшем близ Чёрного моря к западу от реки Днепр. Основа термина alazones представляет собой адаптированную древними греками форму тюркского названия древнего огузо-туркменского племени халач или халадж (туркм. halaç) и входит в закономерный ряд фонетических вариантов этнонима: alaz ~ aladj ~ alatş (alaç) ~ alaş ~ halaç. О том, что халаджи являются древним огузо-туркменским племенем пишут Махмуд аль-Кашгари («Словарь тюркских наречий»), а также Абу-л-Гази и Рашид ад-Дин в своих упомянутых выше работах. В Туркменистане имеется город Халач, в котором проживают туркмены халачской этнографической группы.   

Геродот также пишет и о скифском племени агафирсов, а более поздние античные авторы I-IV вв. Плиний, Клавдий Птолемей, Помпоний Мела, Юлий Солин и Аммиан Марцеллин упоминают о племени с похожим названием, поэтому существуют различные фонетические вариации произношения данного этнонима: акаджер, акациры, аказиры, акатиры и другие. Одним из главных племен тюрков-гуннов (IV в.) были акациры, при этом известный немецкий историк-востоковед XIX-XX вв. Й.Маркварт и географ и ориенталист Австро-венгерской империи XIX-XX вв. В.Томашек отождествляют акациров с тюркским племенем «агачэри» (агачари), упоминаемым, как отмечено выше, Рашид ад-Дином, как одно из огузских племен, при этом название племени означает «лесные люди». Целый ряд средневековых авторов указывает на то, что огузы начинают именовать себя туркменами, в основном, с началом принятия ислама, поэтому в средние века агачари уже известны как туркменское племя (туркм. agaçäri) (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). Представляется очевидным, что скифы-агафирсы (акациры, акатиры) и огузо-туркменское племя агачари есть одно и то-же племя.

Хазарский каганат (VII-X вв.) был крупной евразийской тюркской империей раннего средневековья, а его центр на раннем этапе существования государства древний город Самандар располагался на территории современного Дагестана, впоследствии столица империи переместилась в низовья реки Волга (древний город Итиль). В период своего наибольшего могущества Хазарский каганат включал в себя территории Северного Кавказа, Нижнего и Среднего Поволжья, Приазовье, часть Крыма, северо-западную часть современного Казахстана, лесостепи и степи Восточной Европы вплоть до р. Днепр. Основателями государства были хазары,  которые впервые упоминаются средневековыми авторами после гуннского завоевания Восточного Предкавказья в IV в. Учитывая, что наименование «хазар» становится известным после нашествия гуннов, среди которых одним из основных племен были акациры (большая часть которых не ушла с остальными гуннами вглубь Европы, а осталась в Причерноморских степях),  а также тот факт, что родоплеменные названия как правило не исчезают, а передаются следующим поколениям, очевидно, что этноним «хазар», название которого входит в закономерный ряд фонетических вариантов огузо-туркменского этнонима агачари (акаджер – каджар – хазар), является более поздним и несколько искаженным вариантом произношения наименования скифо-гунно-огузского племени агафирс (акаджер)-акацир-агачари. О том, что хазары и акациры есть одно и то-же племя писал еще позднеантичный дипломат и историк V в. Приск Панийский, с ним согласны современные ученые, советский этнограф А.В.Гадло и украинско-американский историк-востоковед О.И.Прицак. Впоследствии, часть хазаров стала известна как туркменское племя адаклы-хызыр, проживавшее на территории Хорезма (С.П.Толстов «Древний Хорезм»), а другая часть - как туркменское племя каджар (туркм. gajar), о чем пишет известный советский историк-тюрколог и крупный специалист по истории Турции и Османской империи Д.Еремеев («К семантике тюркской этнонимии»). Каджары, в качестве рода, также входят в состав туркменских этнографических групп алили, йомут, олам и гёклен (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»).

Одним из скифских племен, упоминаемых Страбоном, является племя сакараулы, в основе имени которого мы видим наименование «сак», о котором упомянуто выше. Скифы-сакараулы участвовали во II в. до н.э. в завоевании Греко-Бактрийского государства, которое располагалась на территории современного Туркменистана и сопредельных  стран, а известный русский историк-востоковед и этнограф XIX-XX вв. Н.Аристов отождествляет туркменское племя сакар со скифами-сакараулами («Заметки об этническом составе тюркских племён и народностей и сведения об их численности»).  Д.Еремеев этимологизирует название племени сакар таким образом: «сак» - название древних племен и «ар» - на тюркских языках означает «человек», «мужчина» («К семантике тюркской этнонимии»). Если обратиться к названию племени в древнегреческой трактовке, «сакараул», то окончание «аул» следует этимологизировать через туркменское слово «огул» - сын, т.е. «сакараулы» это «сакарогуллары» (туркм. sakarogullary) - «сыновья сакских мужчин». Слово «огуллары» является вполне традиционным окончанием в туркменской этнонимии, к примеру, в окончаниях названий многих средневековых туркменских династий, основавших малые государства-бейлики (беглики) на территории Анатолии, фигурирует слово «огуллары» (сыновья): бейлик Чабаногуллары, бейлик Хамидогуллыры, бейлик Гермияногуллары и др. 

В древних китайских летописях огузская династия Ашина, правившая в Тюркском каганате, указана в качестве выходцев из правящего дома Со. Советский китаевед С.Гущин отмечает, что наименование «сак» на китайском языке звучит как «сохэ», иероглифы которого совпадают с иероглифами, обозначающими «владетельный дом Со», при этом диалектное прочтение иероглифа «сохэ» звучит как «саак», то есть «сак». Данный факт лишний раз подтверждает, что термин «сак» является из наименований огузов.

Одним из главных доказательств тюркского происхождения саков является информация о зарождении туркменского племени сакар, которое, согласно  Абу-л-Гази, ведет свое происхождение от Габаджыка, одного из прямых потомков Огуз-хана («Родословная туркмен»). Помимо названия отдельной туркменской этнографической группы сакар, этноним «сак» присутствуют в названиях туркменских родов сакы и сакарлы (этнографическая группа арсары), сакарджа (этнографическая группа теке), сакарчарлак (этнографическая группа баят) и сакгар (этнографические группы ата и гёклен), а также в этнонимии таких тюркоязычных народов как казахи, кыргызы, узбеки, азербайджанцы (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). 

Наименование «сак» вероятнее всего происходит от туркменского слова «саг», что означает «правый». Доводами в пользу данного утверждения служит тот факт, что с древнейших времен в огузо-туркменском войске правым крылом, как сказано выше, были племена бозоков. Чтобы найти прямую связь между бозоками и племенами саков, обратимся сначала к туркменскому ученому-филологу А.Бекмурадову, который в своей статье «Каково происхождение названия «туркмен»?» («Türkmen» adynyň gelip çykyşy nähili?»), написанной на основе глубокого изучения древней туркменской литературы и исторических источников, определил, что другим названием огузских племен правого крыла - бозоков является древний туркменский этноним ичогуз.   Мы уже определили, что слово «скиф» является производным этнонима ичогуз, а термин «сак» употреблялся древними авторами для обозначения азиатских скифов. Таким образом, можно с большой долей вероятности утверждать, что в Европе наименование древних туркмен ичогуз, пройдя через несколько языков, трансформировалось в слово «скит-скиф» (о чем написано выше), а в Азии те-же огузские племена ичогузы (или бозоки) стали известны как саки, т.е. по наименованию,  обозначавшему их расположение в огузском войске: правое крыло – «саг-сак».

Племя тохаров относилось к центральноазиатским скифам (сакам), об этом пишет позднеэллинистический ученый астроном, математик и географ Клавдий Птолемей (II в. н.э.) в своем многотомном труде «Руководство по географии». Древние китайские авторы называли тохаров термином «юэчжи». Тохары основали Кушанское царство, которое существовало на юго-западе Центральной Азии (территории современных Туркменистана, Узбекистана, Афганистана), а также Пакистана и Северной Индии в I-III в. н.э. Известно, что тохары - Кушанские цари носили древний тюркский (огузский) титул «ябгу», что указывает на то, что тохары были тюрками. С.П.Толстов («Города гузов») на основании работы известного немецкого филолога XX в. В-Б.Хеннинга «Argi and the Tokharians», а также выводов известного российского востоковеда-тюрколога XIX в. П.Мелиоранского, отождествляет название тохаров с огузским племенем тюгер (варианты произношения названия: дюгер, дукер, тувер, догер, тагар и др.), входившим в состав древнейших 24-х огузо-туркменских племен – прямых потомков Огуз-хана (Рашид ад-Дин,  Абу-л-Гази, Али Языджы-оглы, Салар Баба Гулалы оглы Харыдари, Мехмет Нешри). Такое отождествление выглядит более чем верным, так как на монетах кушанских царей, найденных во время археологических раскопок, изображена тюркская тамга в виде четырехзубца, что соответствует тамге огузо-туркменского племени тюгер, приведенного в труде Абу-л-Гази. Этноним тюгер присутствует в названиях родов таких туркменских этнографических групп как гарадашлы, арсары, теке, човдур, баят, шых и игдыр (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов», О.Гундогдыев «Сако-массагетское объединение племен»).

В вышеупомянутом произведении Марка Юниана Юстина, автор также пишет, что одним из государств, основанных скифами, является Парфия: «Скифам трижды удавалось добиться господства над Азией, а сами они либо оставались не затронутыми чужим владычеством, либо же оказывались не побежденными…Парфянскую и Бактрийскую державы они сами основали.». Как известно, Парфянская империя была крупным и сильным государством, основанном в III в до н.э., и просуществовавшим до III в. н.э. Государство было основано скифским (дахо-массагетским) племенем парнов (по имени племени и получило название парфянское государство), жившим на территории современного Туркменистана. Имя основателя царской династии Парфянской империи Арсакидов (Аршакидов) – Арсак; оно этимологизируется через туркменский язык как «ар» - мужчина и «сак» - название древнего туркменского этнонима (туркм. Ärsak). Изображения туркменских племенных тамг были обнаружены на монетах парфянских царей при раскопках столицы древней Парфии г.Ниса, а также на развалинах крепостей парфянского времени Эрк-гала и Гяур-гала на территории Древнего Мерва (О.Гундогдыев «Туркменские родовые тамги и связь поколений»). В этой связи очевидно, что древние парфяне были тюрками-огузами, при этом они составили один из древних слоев в этногенезе туркмен: «…Этногенез туркмен восходит к племенным союзам автохтонного населения арало-каспийских степей (дахов и массагетов) и к древнему оседлому земледельческому населению южной Туркмении и Хорасана; в этом процессе приняли участие и парфяне.» («Народы Средней Азии и Казахстана», М. – 1963 г.). Русский ученый-востоковед XIX в., член-корреспондент Петербургской Академии наук Н.Ханыков пишет о том, что большая часть населения Ирана с парфянских времен была тюркоязычной: «…В Персии, даже в Ширазе, в Мераге, в Хамадане и у западных границ империи, … со времен Аршакидов, а затем при Сельджукидах и Хулагидах тюркоязычные племена являлись преобладающей частью населения…» («Записки по этнографии Персии»). Известный советский и российский историк, археолог и этнолог Л.Гумилев убежден в том, что парфяне были прямыми предками современных туркмен, он отделяет их от другого народа региона  - персов, приведем некоторые из его цитат:  «Особое происхождение у туркменов. Они в древности были известны как парфяне, которые в 250 г. до н. э. выгнали македонцев из Ирана, захватили его целиком, но с персами не слились, составили слой, близкий к феодальным аристократам. А персы были дехканами и составляли пехоту.» («Почему он выбрал Авеля»). «Парфяне — это примерно наши туркмены. Все помнят стихи Пушкина: «Узнаем парфян кичливых/По высоким клобукам». Так вот, туркмены до сих пор носят высокие шапки. Это парфянская одежда. Народ этот был очень немногочисленный, но весьма боевой и воинственный. Они создали систему подлинно аристократическую, наиболее близкую в политическом отношении к феодальным системам» («Теоретический курс этнологии»).

Если провести сравнительный анализ обычаев и быта древних скифов и тюркских народов, то и здесь мы обнаруживаем большие параллели. Приведу отрывки из той-же статьи О.Гундогдыева, который ссылается на известного советского и российского археолога и этнографа карачаево-балкарского происхождения И.Мизиева: «…Доение кобылиц при помощи костяной трубочки в виде флейты (скифы и современные алтайские тюрки), способ варки мяса в желудках животных (скифы и современные казахи, балкарцы и др.), гадание на прутьях (скифы и балкарцы), обычаи сопровождения лошадей с выставлением статуй (скифы и огузы), снятие скальпов с врага (скифы и огузы), изготовление чаш из черепа врага (скифы и печенеги, гунны и др.), плата за принесенные головы врагов (скифы и огузы, монголы и тд.), употребление кумыса (скифы и огузы, гунны, тюрки, казахи, кыргызы и др.), установка каменных баб на могилах предков (скифы и огузы, кыпчаки, кыргызы и т.д.), военная тактика с применением ложного отступления, лавы и т.д. (скифы и все тюрки), применение юрт - стационарных и передвижных (скифы и все тюрки), изготовление войлочных изделий (скифы и все тюрки) и т.д.». Практически полное совпадение обычаев и различных традиций скифов и тюркских народов является одним из доказательств принадлежности скифов к тюркским этносам.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СКИФОВ

Проведя этнический, лингвистический и этнографический анализ древних скифских племен,  хотелось бы также обратиться к древним и средневековым источникам, чтобы понять, что думали ученые люди тех времен об этнолингвистической принадлежности данного народа, ведь как верно отметил известный татарский филолог и исследователь истории происхождения тюркских народов М.Закиев «самый надежный источник определения этноса скифов – это мнения их современников, которые знали о них не косвенно, а непосредственно.» («Глубокие этнические корни тюркских народов»).

Начнем с византийского автора Феофана Византийца: «Между тем скиф Аттила, сын Омнудия, человек храбрый и гордый, удаливший старшего брата своего Вделу, присвоил одному себе власть над скифами, которых называют также уннами, и напал на Фракию». Как мы видим, автор ставит знак равенства между скифами и гуннами (которых он называет «уннами). Как известно, тюркоязычные гунны (или хунны) основали крупную империю в Восточной части Центральной Азии в III в. до н. э., которая просуществовала вплоть до III в. н.э. Основателем империи был Мете-хан («шаньюй Модэ» согласно китайским источникам), который объединил 24 хуннских (гуннских) племени. Очевидно, что 24 племенни гуннов – это двадцать четыре древних огузо-туркменских племени, а название народа гуннов можно этимологизировать через имя Гюн-хана (туркм. Gün-han), старшего из шестерых сыновей Огуз-хана (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). После распада своей империи, гунны мигрировали в IV в. н.э в западном направлении, завоевали Центральную и Восточную Европу и разрушили Римскую империю. Именно об этой группировке гуннов и пишет византийский автор.

Феофан Византиец также к тюркам относит и древнее племя массагетов (согласно Геродоту, они были одним из скифских племен): «На востоке от Танаида живут турки, в древности называвшиеся массагетами. Персы на своем языке называют их кермихионами» («Византийские историки»). О том, что массагеты являются тюркским племенем, также писал и византийский писатель и хронист V-VI в. Прокопий Кесарийский: «Эган был родом из массагетов, которых теперь называют гуннами.» («Война с вандалами»).  Как известно, массагеты в древности были обитателями центральноазиатских степей, и многие современные народы Центральной Азии, прежде всего туркмены, являются их прямыми потомками.  Об этом пишет академик С.П.Толстов, приведем целый ряд его цитат из нескольких научных работ: «Вся совокупность данных, которыми располагает на сегодняшний день наука, позволяет с уверенностью утверждать, что основу этнографического массива туркменского народа составляют древние дахо-массагетские и сармато-аланские племена Арало-Каспийских степей.» («Основные вопросы древней истории Средней Азии»); «Если мы учтем, что массагетский этнический пласт наиболее крупную роль сыграл именно в туркменском этногенезе, а в теке (крупное туркменское племя – М.Б.) мы можем видеть почти прямых потомков дахов, то это сохранение хеттского комплекса одежды у туркмен рядом с отмеченными нами хетто-фракийскими параллелями древнего хорезмийского костюма может существенно подкрепить наш тезис…»; «В этой связи стоит вспомнить, что- сейчас на территории расселения древних массагетов, у их наиболее непосредственных потомков - туркмен, господствует так наз. «шепелявое s» - близкое к английскому th (θ - в аналитическом алфавите Н. Я. Марра) -соответствующее в туркменском консонантизме общетюркскому s.» («Древний Хорезм: Опыт историко-археологического исследования»). На это также указывает и И.Мизиев: «…Современная наука установила полное тождество массагетов и туркмен» («История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России»). В отношении упомянутого выше С.П.Толстовым скифских племен «дахов», известный французский историко-географ В. де Сен-Мартен считает, что их название есть древний вариант произношения наименования туркменского племени «теке» (туркм. teke) («Исследования древней географии и этнографии Азии»). Что касается самого этнонима «массагет», то его также следует этимологизировать через туркменский язык: корень данного слова - «массаг» состоит из двух составляющих – «мас» или «бас» (по-туркменски «баш» - baş) - «главный» и «саг» или «сак» - древний туркменский этноним, означавший племена правого крыла огузского войска.

Для позднеантичного дипломата, историка и писателя V в. Приска Панийского  вполне очевидно, что тюрки-гунны и скифы есть один и тот-же народ, поэтому он употребляет этнонимы «скиф» и «гунн» как синонимы: «При императоре Феодосии младшем унский царь Аттила, собрав свое войско, послал к императору письмо с требованием, чтобы к нему немедленно были высланы беглецы и взносы дани, которые не были выданы под предлогом этой войны, а для улажения вопроса о будущей дани были присланы к нему послы для переговоров; он прибавил, что если римляне будут медлить или готовиться к войне, то он даже при желании не в состоянии будет удержать скифские полчища» - «Когда скиф Баламер (царь гуннов второй половины IV в. - М.Б.) нарушил мир и опустошил многие римские города и земли, римляне отправили к нему послов, которые упрекали его за восстание и условились вносить ему ежегодно триста литр с тем, чтобы он не совершал больше набегов; ибо он говорил, что его полчища подняли войну вследствие недостатка в продовольствии» ("Готская история"). О том, что «царские скифы» были тюрками (гуннами) также пишет известный византийский историк V в. Зосим: «Некоторые называют этот народ уннами, другие говорят, что его следует называть царственными скифами» (К.Ган «Известия   древних   греческих   и   римских   писателей   о Кавказе»).

Византийский писатель и историк Феофилакт Симокатта, живший в начале VII века, в своем обширном труде «История» писал: «Изгнанный из своего царства, он (Хосров) покинул тесифон и, переправившись через реку Тигр, колебался, не зная, что ему делать, т.к. одни советовали ему направиться к восточным скифам, которых мы привыкли называть тюрками, другие же уйти в кавказские или Атропейские горы и там спасать свою жизнь». Менанд Протектор был византийским дипломатом и историком VI в., а также  автором произведения «История: о посольствах тюрков к персам и византийцам в 568 г.», в котором он тюрков называет скифами: «...Когда это второе тюркское посольство прибыло к персидскому двору, король вместе с персидскими министрами и Катульфусом пришли к заключению, что было бы крайне нецелесообразным для персов входить в дружеские отношения с тюрками, поскольку во всей расе скифов нет никого,  кому можно было бы доверять...» Также автор отождествляет тюрков с древним этноним «сака», которым, как отмечено выше,  называли в древности центральноазиатских скифов: «Теперь Юстин, после того как тюрки, называвшиеся в древности сака, послали (людей) чтобы заключить с ним договор, решил тоже отправить к ним посольство...». 

Византийская принцесса и историк XI-XII вв. Анна Комнина в своем историческом повествовании «Алексиада» называла скифами такие тюркские племена и народы как печенеги (огузо-туркменское племя бечене), узы (огузы) и куманы (племя кыпчак). Также огузов (узов) А.Комнина иногда именует гуннами, а иногда савроматами (т.е. сарматами), одновременно она в качестве синонимов употребляет и другие тюркские этнонимы — уз, печенег, куман. Любопытно такое свидетельство Анны Комниной: «Одно из скифских племен (советский и российский филолог-византинист Я. Любарский доказал, что это огузы-печенеги - М.Б.), которое подвергалось постоянным грабежам со стороны савроматов (т. е. узов-огузов-М.Б.) снялось со своих мест и спустилось к Данувиц». Об этом пишет в своей книге «Этногенез турок» Д. Еремеев. 

Византийский философ, богослов и историк Никифор Грегора, живший в XIII-XIV вв. отмечал, что древний тюркский народ булгары ранее именовался скифами: «Теперь я объясню, откуда получила имя Болгария. Есть страна по ту сторону и севернее Истра, а река через нее протекает Волга, от нее и сами коренные жители получили название болгар, а сначала были они скифы. Перешли они реку Истр в громадном количестве и распространились по обеим Мизиям» («История Византии»).

Обратимся к более поздним источникам, которые писали о скифах и упоминали их этническую принадлежность. Нидерландский писатель XV-XVI  вв. Альберто Кампензе в письме к папе римскому Клименту VII, написанному в 1523 или 1524 году, отмечает: «На востоке от Московитян живут Скифы, ныне называемые Татарами, народ кочевой и с давних времен славящийся своим воинственным характером». Посол Великого княжества Литовского в Крымском ханстве  и мемуарист-этнограф XVI века Михалон Литвин в 1550 году писал: «Хотя татары (tartari) считаются у нас варварами и дикарями, они, однако, хвалятся умеренностью жизни и древностью своего скифского племени, утверждая, что оно происходит от семени Авраама, и они никогда ни у кого не были в рабстве, хотя иногда бывали побеждены Александром, Дарием, Киром, Ксерксом и другими царями и более могущественными народами». Английский поэт и дипломат XVI-XVII вв. Джайльс Флетчер в своем сочинении «О государстве Русском», описывая крымских татар, отмечал: «Это тот же самый народ, который греки и римляни называли иногда скифами-номадами, или скифами пастухами». Профессиональный французский капитан Жак Маржерет был на русской службе начиная с 1600 г. В 1607 году опубликовал книгу «Состояние Российской державы и Великого княжества Московского», в котором отождествляет скифов с татарами: «Словом «скифы» еще и сегодня называют татар, которые прежде были повелителями России...».  Французский автор XVII-XVIII вв. Антоний Галланд в своей работе «История Тартарии» (Histoire de la Tartaria), написанной в 1703 г. и изданной в 1780 г. отмечает, что «Латиняне, следуя грекам, называют [их землю] Скифией. Но сегодня мы называем ее Тартарией. Населяющие ее магометане называют Тюркистан, потому что все народы этой страны тюрки. Но они, как и прежде, сохраняют имя Туран. Скифия, Тартария, Тюркистан и Туран – это название одной страны, где проживает один народ - тюрк».

Русский историк XVII-XVIII вв. В.Н.Татищев на основании анализа исторического труда Геродота «История» указывает на то, что скифы Пафлагонии (малоазиатские скифы) говорили на одном языке с туркменами: «Синопе град был в Пафлагонии над Черным морем... Сии скифы …языка были туркоманов». («История Российская»). В.Н.Татищев также указывает на то, что скифов (массагетов), указанных у Геродота, возглавлял Огуз-хан, что является еще одним подтверждением того, что скифами называли тюрков.  Эти массагеты, проживавшие в районах Амударьи и  Аральского моря прошли через Волгу, Дон, далее «киммеров победя, чрез горы в Мидию и Медию прошли, таже в Ассирию и до Египта ход свой и победы продолжа», и поселились в арабских пустынях. Немалая часть данной скифо-массагетской группировки осталась на Дону, Днепре и Дунае, их потомки, согласно исследованиям Татищева, стали известны у древнегреческих авторов Птолемея, Страбона и Плиния под именем сарацины: «Сии не иное, как от прошедших в Южную Азию скиф или турок остатки».

В своей работе «Северная и восточная часть Европы и Азии», шведский географ и картограф XVII-XVIII вв. Ф.И.Страленберг также пишет о том, Огуз-хан возглавлял скифские народы, пришедшие из Великой Азии в Малую Азию, При этом, Страленберг ссылается на древнегреческого историка Диодора Сицилийского (I в. до н.э.), который более 2-х тысяч лет назад писал о том, в древности скифы имели «воинственного и отличавшегося стратегическими способностями царя», под чьим руководством они захватили огромные территории от Каспийского моря до Азовского моря, далее до Фракии (совр. Восточная Греция) и Египет до Нила («Историческая библиотека», Книга II). Страленберг убежден в том, что скифский царь из сообщений Диодора и есть Огуз-хан, который, по сообщениям других историков пришел с южной части современной Центральной Азии, завоевал Хорасан, Персию, Палестину и Египет, затем вернулся в Сирию и Ассирию, провел в Дамаске некоторое время, а затем вернулся к себе в Скифию. Сопоставив сообщения Диодора и других историков, Страленберг приходит к выводу, что это были две группировки древних скифов, которые служили Огуз-хану и разными путями направились в завоевательные походы.

Во французской энциклопедии Дидро и д'Аламбера, изданной в 1783 г., Огуз-хан вновь указан как царь скифов, под чьим предводительством были завоеваны часть Европы и Азии. Авторы энциклопедии также сообщают, что Огуз-хан жил задолго до царствования персидского царя Кира II, а персы и греки прозвали его именем Мадиес (Мадий). Как мы видим, информация от разных авторов о завоеваниях скифов в глубокой древности во многом совпадает со сведениями о завоеваниях огузов под предводительством Огуз-хана, приведенных в упомянутом выше «Огуз-наме». 

Английский историк-китаевед XIX-XX вв. Эдвард Х.Паркер досконально изучил историю тюрков и в своей книге «Тысяча лет из истории татар» пишет: «Скифы, гунны и тюрки были различными стадиями исторического развития одних и тех же племен...». Советский историк О.Туманович, исследовавший многие источники (включая первоисточники) по истории скифов, в своей книге «Туркменистан и туркмены» пишет: «Происхождение скифов (саков, сколотов) единым не является, и предположительно, что руководящая масса скифских народностей -  чисто тюркского происхождения, а покоренная, земледельческая часть – арийского. Таким образом, можно считать, что тюрки начали проникать в Среднюю Азию (в общей массе саков) еще задолго до Хр. эры».

СКИФЫ-ТЮРКИ

В своем произведении «О происхождении и деяниях гетов» готтский историк VI в. Иордан пишет: «Когда там выросло великое множество люда, а правил всего только пятый после Берига король Филимер, сын Гадарига, то он постановил, чтобы войско готов вместе с семьями двинулось оттуда. В поисках удобнейших областей и подходящих мест [для поселения] он пришел в земли Скифии, которые на их языке назывались Ойум.». Топоним Ойум можно этимологизировать через туркменский язык как «ой» (туркм. öý) - дом и «ум» (туркм. üm) - окончание, означающее принадлежность первому лицу, т.е. название скифской земли Ойум (туркм. Öýüm) означает «мой дом».

В легенде, записанной Геродотом, сообщается, что вождь скифов Таргитай со своими сыновьями жили в горах Алтунтаг и кочевали в области Мустаг. Название горы легко этимологизируется через тюркские языки: «алтун» (или на туркм. altyn) - золотой, «таг» (или на туркм. dag) - гора, т.е. «золотая гора». Название области Мустаг также является тюркским топонимом и «расшифровывается» как «мус» или «буз» - лед, и «таг» - гора, т.е. «ледяная гора». Более того, данный топоним в форме Музтау по-прежнему существует как название горы в Алматинской области Казахстана и на Алтае (А.Бисебаев «Древнетюркские топонимы саков и скифов в сочинениях античных авторов».)

Если мы рассмотрим данные антропологических исследований, то научно установленным является факт принадлежности современных туркмен к долихоцефальному европеоидному расовому типу, о чем пишет в своей книге «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов» советский антрополог и биолог, доктор биологических наук  Л.В.Ошанин. Он также подчеркивает, что туркмены – практически единственный по средним показателям долихоцефальный (или длинно-узкоголовый) народ в Средней Азии, и в этом известный ученый видит родство туркмен со скифами и сарматами. «Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен». С тем, что именно скифо-сарматские племена (которые, как отмечено выше, были тюркскими племенами) составили древний пласт в этногенезе туркмен согласны такие известные ученые как уже упомянутый выше С.П.Толстов, советский географ Н.Г.Маллицкий, советский историк-востоковед, академик А.Я.Якубовский, советский ученый-антрополог В.Я.Зезенкова.

Чтобы поставить окончательную точку в вопросе этнолингвистической принадлежности древнего скифского народа, обратимся к результатам современных ДНК-исследований. Ученые Института цитологии и генетики Российской академии наук совместно со специалистами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы выяснить к каким этническим группам относились скифы. Результаты исследований, опубликованные в 2017 году, показали, что генетически скифы востока и запада большой Центральной Азии, а также Восточной Европы были очень близки друг к другу, а их современными потомками являются в основном тюркские народы, проживающие в Центральной Азии, на Кавказе и в Сибири.

Резюмируя краткий анализ материалов с целью выяснения этнолингвистической принадлежности древних скифов, можно с уверенностью констатировать следующее:

- Анализ этнонимии скифских племен убедительно демонстрирует их принадлежность, в частности, к огузам (туркменам), а обычаи и быт скифов тождественны традициям большинства современных тюркских народов;

- Авторитетные средневековые и более поздние историки, летописцы и авторы в своих произведениях, где упоминают этническую принадлежность скифов, называют их тюрками или относят к тюркскому кругу народов;

- Данные антропологических исследований позволяют однозначно заявлять о том, что древние скифские племена Центральной Азии являются прямыми предками, как минимум, современных туркмен;

- Проведенные масштабные современные ДНК-исследования подтверждают, что древние скифские племена (по большей части) были на самом деле тюркскими (тюркоязычными) племенами.

М.Байрамов (Ашхабад, Туркменистан)

 

 

 

REKLAMA BANNER