ИСТОРИЧЕСКИЕ ТУРКМЕНСКИЕ ГОРОДА: КРЕПОСТИ ХОРЕЗМА

АК-КАЛА (туркм. Ak gala; также: Адак, Янгишахер) — средневековый город (крепость) Туркменистана, расположенный на территории Дашогузского велаята в Присарыкамышской дельте Амударьи.

 

Старое русло Амударьи Дарьялык образовалось в XIII веке в результате разрушений, причиненных Хорезму монгольскими завоевателями, которые уничтожили плотину на Амударье. Хлынувшие воды реки затопили сначала столичный город столицу Хорезма г. Гургандж, затем наполнили Сарыкамышскую котловину и Узбой — русло, по которому в древние времен Амударья впадала в Каспийское море. Этим обводнением успешно воспользовались туркменские племена, которые создали здесь к концу XIV века грандиозную ирригационную сеть. По мнению историков, именно в это время на берегу одного из протоков Дарьялыка был построен город-крепость Ак-кала, на территории которого жили туркмены племени адаклы-хызыр.

 

При строительстве крепости, городское ядро было спланировано в виде правильного квадрата с абсолютно прямыми углами, ориентированными по сторонам света. Длина каждой стороны составляет 280 метров. Кроме угловых круглых башен в каждой стене — пять промежуточных, с подковообразной формой плана. Крепостные стены Ак-кала были сложены из глиняных кирпичей и возвышаются на высоту 6 метров, при этом толщина их в основании была более двух метров. По всему периметру стен тянется стрелковая галерея, защищенная снаружи бруствером с бойницами, а в башнях — по два яруса стрелковых площадок и два ряда бойниц, вся крепость обнесена широким рвом. В северо-западной стене были широкие ворота, снабженные привратными башнями. Отсюда через всю крепость тянулась прямая главная улица шириной 8 метров, которая упиралась в бассейн у противоположной стены. Также, на территории крепости были поперечные улочки, которые образовывали кварталы жилых домов, сложенных из глины, многие из них с фундаментами из каменных плит.

 

АКСАРАЙ-ДИНГ, архитектурный памятник XI-XII вв. в 20 км к востоку от Тахта (Дашогузский велаят). Это уникальное башнеобразное сооружение из жженного кирпича в пахсовом ступенчатом футляре представляло с собой в плане квадрат 6,60 х 6,60 м. В нем был сделан сквозной проход шириной 1,90 м, перекрытый стрельчатым сводом. Второй ярус имеет вид стройного павильона размером 3,88 х 3,67 м с четырьмя арочными проемами по осям. Он увенчан двойным куполом на высоком цлинидрическим барабане, однако внешний, конической формы купол почти разрушен. Внутренний овальный купол опирается на восьмигранник арочных нишек с консольно-ячеистыми парусами. Аксарай-динг по всей видимости оформлял парадный вход в богатую усадьбу или чью-то загородную резиденцию. В ходе реконструкции в 2006 г. убран ступенчатный футляр и изменен оригинальный облик памятника.

 

Ворота караван-сарая – пештак неизвестного мо­нументального здания ХIV(?)в. в Куняургенче, на территории Таш-кала, с мощными пилонами, стрельчатым сводом над почти квадратной в плане пор­тальной нишей. Стены покрыты декором из фигурных резных кирпичиков и гирихом, выложенным тесанным кирпичом со вставками узорной майолики сине-бело-би­рюзовой гаммы (этот декор хорошо сохранился в плафо­не свода). Большинство исследователей сходятся во мне­нии, что этот пештак слишком роскошен для для кара­ван-сарая и, скорее всего, принадлежал дворцу Хорезмшахов или круп­ному медресе. Поэтому. Хотя памятник традиционно относят к XIV в., зыбкость такой датировки и ряд особенностей, присущих этому порталу (прежде всего, его декор), позволяют удревнить его возраст примерно до рубежа XII-XIII вв.

АКЧАГЕЛИН (туркм. Akçagelin) — древний город (крепость) Туркменистана, расположенный в Дашогузском велаяте на восточном склоне возвышенности Дузгыр. Памятник интересен организацией обороны этой крепости: ее высокие стены без башен и бойниц были сложены из пахсовых блоков. Исследователи предполагают, что обстрел со стен крепости мог вестись только с небольшой площадки наверху. По своим фортификационным особенностям памятник уникален не только для территории Дашогузского велаята, но и всего древнего Хорезма. Возможно, это объясняется тем, что защиту его обеспечивали воинствующие скотоводы, на землях которых была возведена крепость (IV—II вв. до н. э.). В поселениях позднего средневековья рядом с крепостью Акчагелин, имелись жилые комнаты с очагами для готовки еды, амбары и сосуды для хранения припасов.

ГУРГАНДЖ (Ургенч) – городище с южной стороны современного города Куняургенча, возникшее около V в. до н.э. и существовавшее вплоть до XVII в. Время основания Гурганджа не установлено. На территории городища археологами обнаружен очаг древних поселении. Раскопки холма, известного под названием Кыркмолла, выявили контуры мощной античной крепости, возведенной на более ранней культурной толще с керамикой V-II веков до н.э. Несомненно, что здесь находится первоначальное ядро города с мощной фортификацией. Это лишь подтверждает предположение академика С.П.Толстова, что именно Ургенч в транскрипции Урва (или Урга) упоминается в Авесте. О том, что люди обживали эту территорию в I тысячелетии до н.э., свидетельствует и Бехистунская надпись царя Дария I, в котрой фигурирует Хорезм как одна из двадцати трех стран, подвластных Ахеменидам. В китайских хрониках эпохи Хань (I в. н.э.) также есть сообщение об Ургенче в транскрипции Юе-гань. Следующее упоминание, опять же в китайских источниках, относится к VII в. В этот период началось возрождение Хорезма, вернувшее жизнь в города, где она замерла еще в IV в.: это левобережные Куняуаз, Измыкшир, Диярбекир, Шахсенем и др.

В 712 г. весь Хорезм завоевали арабы, после чего Гургандж стал называться на арабский лад Джурджанийа. Он быстро рос, так как занимал выгодное положение на перекрестке торговых путей с юга на северо-запад — к реке Волге, и на восток — в Монголию и Китай. При Саманидах столицей области был правобережный город Кят, где правила местная династия хорезмшахов на правах вассальства. В левобережной части Хорезма с главным городом Гурганджем правили наместники, поставленные Саманидами. Со временем они объявили свое владение независимым от Кята, что привело к отделению севера от юга. В 995 г. эмиру Гурганджа ал-Мамуну ибн-Мухаммеду удалось завоевать Кят, свергнуть домусульманскую династию, снова объединить Хорезм и перенести титул хорезмшаха на свой род.

В начале ХI в. наполненное грозными, кровавыми военными событиями, дальними походами, сложными политическими интригами царствование Мамуна I, после кратковременного правления его старшего сына Али ибн-Мамуна сменяется блестящим периодом правления другого его сына Мамуна ибн-Мамуна. Именно при нем в Гургандже, затмившем славу Бухары — столицы поверженных Саманидов, сложился уникальный круг ученых придворной «Академии» Мамуна. Ее украшением были великий энциклопедист Абу Рейхан Мухаммед ибн-Ахмед ал-Бируни (973-1050) и гениальный естествоиспытатель, врач и философ Абу Али ибн Сина (980-1037), известный на Западе как Авиценна. Этот благополучный период в истории города продолжался недолго: просвещенный монарх Мамун II погиб в 1017 г., когда Хорезм завоевал султан Махмуд Газневи, а еще через четверть века победоносные Сельджуки захватывают власть над всеми владениями Газневидов. С 1044 г. Хорезм — всего лишь провинция государства Великих Сельджуков.

В 1097 г. произошло событие, положившее начало последней (и самой яркой) династии Хорезмшахов-Ануштегинидов, происходившей из туркменского племени бегдили. Владетелем Хорезма сельджукиды назначили Кутб ад-дина Мухаммеда I. Он правил 30 лет и до самой смерти был верноподданным султана Санджара, который затем, не колеблясь, своим указом утвердил на престоле хорезмшахов его сына Атсыза. Однако последний со временем стал проявлять независимость, неоднократно вступая в военную конфронтацию с Санджаром. Атсыз упорно и настойчиво осуществлял политику «собирания земель», издревле экономически тяготеющих к Хорезму, и постепенно подчинил всю северо-западную часть Средней Азии. Его внук Текеш ибн Иль-Арслан в 1194 г. окончательно освободил Хорезм от сельджуков и расширил свои владения до размеров средневековой империи. Сын Текеша Ала-ад-дин Мухаммед II завершил оформление государства великих хорезмшахов, которое при нем достигло наибольшего могущества: оно простиралось от северных районов Прикаспия до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. Весь этот блестящий период Гургандж был имперским центром, в котором процветали искусства, ремёсла и торговля.

Яркие следы хорезмшахской эпохи остались на городище Куня-Ургенча в виде археологических и архитектурных памятников, среди которых прежде всего следует назвать уникальные шатровые мавзолеи Иль-Арслана и Текеша. Домонгольская часть города (Таш-кала) занимала южную половину городища. Установлено местоположение трех из четырех городских ворот. Средневековые авторы пишут о множестве кварталов и двух правительственных дворцах, об увеселительных садах в окрестностях и о большом канале, пересекавшем Гургандж. Почти никаких следов от них не осталось, лишь местами на высоту до 5 м возвышаются сильно оплывшие стены Таш-калы.

В 1221 г. после полугодовой осады город был взят и разрушен монголами. Однако благодаря своему удобному местоположению Гургандж, который монголы и тюрки стали называть Ургенчем, сравнительно быстро смог возродиться и сохранить значение торгово-ремесленного и административного центра. Войдя в состав улуча Джучи, а затем став почти независимым в системе золотордынского ханства, Хорезм вступил в благополучную фазу, продолжавшуюся вплоть до походов Тимура. Об этом свидетельствует Ибн-Баттута, прибывший в Ургенч в 1333 г. и назвавший его самым большим и процветающим тюркским городом. Город был в это время столицей огромной восточной провинции Золотой Орды, и переживал самый блестящий период своей истории. Особую роль в его развитии в первой половине XIV в. сыграли Кутлуг-Тимури его жена Тюрабек-ханым. Под их эгидой была проведена реставрация уцелевших памятников домонгольского времени, закончен (или подвергнут ремонту) минарет XI в. при мечети-намазга, ставший одним из самых высоких в мире (около 60 м), и застроена значительная площадь в пределах городской стены, сохранившаяся в виде вала протяженностью до 10 км, но теперь частично стертого с лица земли. Она тянется на север от крепости Ак-гала, огибает всю территорию нынешнего заповедника и поворачивает на юг к крепости Хорезм-баг. У южной стены протекали воды Амударьи (канал Дарьялык).

После 1360 г. в Ургенче обосновалась независимая от Золотой Орды династия Суфии к этому времени, видимо, закончился процесс тюркизации языка хорезмийцев. В 1388 г. случилась новая катастрофа — Тимур подверг Ургенч опустошению, разгромив большинство построек и угнав оставшееся население в Самарканд. После этого события город уже не оправился, хотя попытки его восстановления имели место и в 1391 г., и много позже. Но с XV века начались процессы глобального характера, не способствовавшие возрождению города. Во-первых, изменилось русло Амударьи и река отошла от города почти на 40 км. Во-вторых, политический и экономический центр региона переместился из Хорезма в Мавераннахр (область Самарканда и Бухары). Наконец, развитие морских путей между Европой, Индией и Китаем, а также открытие Америки привело к постепенному исчезновению трансконтинентальной караванной торговли и вызвало общий упадок экономики Средней Азии, оказавшейся с тех пор на периферии мировой цивилизации.

Спустя еще почти столетие общий упадок усугубился полным обезвоживанием окрестностей и населению Ургенча пришлось покинуть родные места. В 1646 г. хивин ский хан Абулгазипозволил им поселиться в 190 км к юго-востоку, между Хивой и основным руслом Амударьи. Там и был основан одноименный город (до 1929 г. — Янги-Ургенч, т.е. Новый Ургенч), ныне административный центр Хорезмской области Узбекистана. От некогда великого Гурганджа после этого почти ничего не осталось, а его руины с тех пор стали называться Старым Ургенчем (туркм. Köneurgenç). Жизнь стала возвращаться cюда после того, как в 1831 г. был прорыт обводнительный канал Хан-яб (севернее мавзолея Наджм ад-дина ал-Кубра). У его берегов сложился небольшой поселок сельского типа, ставший основой нынешнего города. В середине XIX в. хивинский хан Мухаммед Эмин попытался перенести сюда столицу своего государства из Хивы и даже возвел мощные стены своего укрепления (Хорезм-баг) на месте пригородной цитадели предположительно золотоордынского времени. Вскоре он погиб в бою с туркменами, а его идея была оставлена. Куняургенч начал развиваться лишь после исчезновения Хивинского ханства и вхождения левобережного Хорезма в состав Туркменской ССР в 1924 г. В 1986 г. Куняургенч, считавшийся поселком, получил статус города. Теперь он является административным центром Куняургенчского этрапа Дашогузского велаята.

ГЯУР-КАЛА 1  – археологический памятник позднеантичного времени, один из самых живописных в левобережном Хорезме. Расположен на перекрываемой большими барханными грядами возвышенности, на самой окраине Присарыкамышской дельты Амударьи, на границе с Зангузскими Каракумами (ок. 120 км юго-западнее Дашогуза). Это сложное по структуре и планировке городище, состоящее из «замка» с прямоугольным планом (60 х 65 м). Он построен на верхней площадке мыса, откуда открывается обзор всей округи. Ниже, по склону на юго-восток находится укрепленная пристройка (450 х 150 м) каплевидной формы, стены ее имели часто поставленные башни. Перепад высот превышает здесь 16 м. Внизу, на равнине — огорженный валом участок (250х200 м) со следами садово-парковой планировки. Памятник датируется первыми веками н.э.

ГЯУР-КАЛА 2 – укрепленное поселение позднеантичного времени, расположенное недалеко от Гяур-кала 1 (к северо-западу), у подножия западного мыса той же возвышенности. В плане прямоугольник 185х224 м, отчетливо виден обводной коридор во крепостной стене со следами башен. К нему примыкает обширный район с гончарными печами в усадьбах, протянувшийся до окрестностей Гяур-кала 1. Памятник датируется по керамике первыми веками н.э., к нему был протянут канал, выведенный из Чермен-яба, недалеко от его основного русла.

ДАРГАН (также: Дарган-кала; туркм. Dargan) — средневековый город (крепость) Туркменистана, остатки которого расположены на расстоянии 4.5 км от современного города Дарганата Лебапского велаята. На территории Даргана находится мавзолей XIV в., именуемый местными жителями гробницей Абу-Муслима. Согласно сохранившейся надписи на двери мавзолея, он был построен в 1371-1372 гг. (в 773 г. по мусульманскому летоисчислению).

Согласно археологическим данным, самая ранняя постройка г. Дарган относится к VI в., а расцвет приходился на XI—XIII вв. Город впервые упоминается в арабоязычных хрониках, датируемых X веком. Начиная как минимум с X в. и во время существования туркменского Государства Хорезмшахов-ануштегинидов, Дарган был вторым во величине городом Хорезма после его столицы г. Гургандж, в нем также была соборная мечеть. В этот же период, считался самым южным городом Хорезма. В средние века, общая площадь города составляла не менее 50 га. Во время монголо-татарского завоевания Средней Азии, город был разрушен, затем возродился, но затем опять пострадал во время разрушительных походов Тамерлана. На основе проведенного анализа фортификационной системы городища и отдельных строительных приемов, было определено, что Дарган является хорезмийским городом.

ДАУДАН-КАЛА – крепость вблизи русла средневекового канала Чермен-яб (или древнего Южного Даудана в Присарыкамышской дельте Амударьи). датируется домоногольским временем, хотя нельзя исключить наличие разновременных построек. Вытянута в меридианальном направлении (255 х 127 м), контур стен имеет ряд изломов под прямым углом. В восточной стене, севернее ее излома различим вход. Стоящая здесь многогранная башня прикрывала ворота. Все углы крепости также усилены многогранными башнями разных размеров, дополнительно такие же башни поставлены на изломах. В юго-западном углу выделяется пространство, напоминающее цитадель. Крепостные стены местами сохранили декоративную отделку в виде вертикальных желобков и резной орнамент по глине.

ДАШ-КАЛА – городище домонгольского Гурганджа, продолжавшее функционировать в монгольский и посттимуридский периоды. Представояет собой неправильный. Окруженный глубоким рвом и высоким валом многоугольник (600 х 800 м), в основе которого лежит разрушенная стена из жженного кирпича. На территории Даш-кала находятся развалины. Изваестные как «Ворота караван-сарая» и остаки Джума-мечтаи с минаретом Мамуна. В начае 50-х гг. ХХ в. на городище проводились раскопки под руководоством С.П.Толстова, позволившие выявить характер фортификации и структуру жилых кварталов XV-XVII вв.

ДЕВКЕСЕН (также: Вазир; туркм. Döwkesen) — средневековый город (крепость) Туркменистана, развалины которого находятся в 60 километрах к западу от г. Кёнеургенч Дашогузского велаята. 

Девкесен был воздвигнут на месте запустевшего античного города на территории левобережного Хорезма. Основание стен и цитадели восходит к античности, но окончательный период жизни города падает на XVI — XVII века, когда Дэвкесен (под именем Вазир) был столицей Западнохорезмского удельного княжества. Описание Древние, хорошо сохранившиеся укрепления здесь широко использовались как основа для средневековой оборонительной системы. Крепость живописно поднимается над 30-метровым обрывом Устюрта, увенчанным великолепными очертаниями могучей сырцовой башни-цитадели и вытянувшимся вдоль него рядом позднесредневековых мавзолеев. Девкесен — это огромный прямоугольник стен из камня с многочисленными башнями и сложным предвратным сооружением. Вокруг крепости имелся глубокий высеченный в склоне ров. У подножия «верхнего города» расположился, вплотную примыкая к скале, второй прямоугольник «нижнего города», окруженный стенами, датируемый поздним средневековьем. На юго-запад от обоих городов лежит третий прямоугольник — планировка обширного позднесредневекового парка. В позднем средневековье в Девкесене сложился культово-мемориальный ансамбль, от которого остались мечеть и 3 мавзолея, названия которых не сохранились. Основной мавзолей имеет высокий портал на главном фасаде и сводчатые ниши на остальных, сверху перекрыт куполом. Два других мавзолея построены с использованием тех же конструктивных и композиционных приемов. Все три мавзолея построены параллельно крепостной стене. Почти полностью разрущенное здание мечети, в период свого существования имела внутренний двор, окруженный арочными галереями на столбах, стены и столбы были выложены из камня, при этом купола и арки сделаны жженного кирпича. Декор на этих памятниках не сохранился. Является одним из наиболее живописных памятников средневекового хорезмского зодчества.

ДЖИГЕРБЕНТ (также Джигербе́нд, Джикарба́нд; туркм. Jigerbent) — древний и средневековый город (крепость) Туркменистана (Хорезма) основанный в IV—III веках до н. э. и просуществовавший до XII века.

В результате проведенных раскопок была обнаружена овальная в плане крепость, возведение которой относится к IV—III векам до н. э., частично перестроенная в V—VII веках. Крепость имела стены толщиной 6,5 метров с круглыми в плане башнями. В IX веке на остатках старой крепости воздвигнута новая, служившая окружением средневековому городу с домами, мечетью и минаретом. Также при раскопках обнаружено сооружение, которое было датировано IX—XI веками и условно названо храмом огня. Постройка представляла собой помещение с кирпичной вымосткой посредине и обрамлённой колоннами округлой нишей с южной стороны. В нише размещался очаг, стилизованный в форме человека, в котором, по предположению исследователей, при религиозных церемониях разжигался священный огонь, в прочее время поддерживавшийся перед нишей в специальном сосуде. При раскопках найдено большое количество археологических объектов: более 200 целых сосудов из керамики и бронзы, а также динар, 1016 года и другие предметы.

ЕРБУРУНКАЛА – вал длиной 320 м, сооруженный в хорезмшахское время (XII-начало XIII вв.) на расстоянии ок.130 км северо-западнее Дашогуза. Этот вал отделяет конец мыса от основного массива плато Устюрт. У его подножия — глубокий, высеченный в скале ров, сама же стена шириной 4,5 м сложена из больших плит хорошо отесанного камня. В северо-восточном углу крепости находится укрепленное привратное сооружение. На городище позади вала прослеживаются остатки построек, в которых был размещен гарнизон и цистерны-хаузы с подводящими к ним каналами для сбора и хранения дождевой воды.

ЗАМАХШАР или Ызмыкши́р (туркм. Yzmykşir) — античный и средневековый город (крепость) Туркменистана (Хорезма), городище которого располагается на территории Гёроглынского этрапа Дашогузского велаята страны.

Замахшар существовал ещё в III веке до н. э., в первые века нашей эры он стал одним из крупнейших населённых пунктов этого региона. Замахшар был из числа городов, расположенных на торговых путях и в районах естественно орошаемых предгорий. Торговый путь из Месопотамии шёл через Нису, Каракумы и Замахшар в Гургандж, где сходилось несколько дорог, которые затем через Устюрт следовали к Волге и дальше к правому побережью Чёрного моря. Город был одним из центров производства керамики в период расцвета поливной керамики в Средней Азии в X веке. Период наивысшего расцвета Замахшара пришёлся на IX—X века.

Неподалёку от руин крепости Замахшара находятся сёла Гёрелде (0,5 км к югу) и Ызмыкшир (1,2 км к западу). Руины были обследованы в 1934 году экспедицией М. В. Воеводского, в 1936 году экспедицией Я. Г. Гулямова и в 1938 году экспедицией С. П. Толстова. До наших дней сохранились лишь некоторые участки крепостных стен и ворота из сырцового кирпича. Общая длина стен составляет 1500 м. Глубина рва, окружающего крепость, доходит до 16 м, ширина — до 15 м.

ЗЕНГИ-БАБА (туркм. Zeňňi baba) — средневековая крепость, расположенная в Дашогузском велаяте Туркменистана, в юго-восточной части Сарыкамышского озера. В прошлом являлась частью Хорезма.

Зенги-Баба является наиболее ранним из средневековых памятников, обнаруженных в районе Сарыкамыша. Крепость представляет собой мощное сооружение, прямоугольное в плане и сложенное из известняковых плит размером 35 м на 40 м. При исследовании крепости, ученые пришли к выводу, что строительная техника и керамика указывает на то, что крепость строилась в XII или начале XIII вв. Согласно мнению С. П. Толстова, крепость была возведена в период существования Государства Хорезмшахов как одно из пограничных оборонительных сооружений. По всей видимости, крепость Зенги-Баба была разрушена во время нашествия войск Чингиз-хана на Среднюю Азию в XIII в. В XIII—XIV в. крепость пережила второе рождение, однако данный период продолжался недолго и в конце XIV — начале XV в. крепость была затоплена водами Сарыкамышского озера.

КАЛАЛЫГЫР (или Калалы-гыр; также Айрытам; туркм. Galaly gyr) — античный город Туркменистана, который был второй столицей древнего Хорезма в V-IV вв. до н.э. Согласно исследованиям Хорезмской экспедиции, крепость Калалыгыр 1, площадью почти 70 гектаров, является крупнейшим по размерам городищем Хорезма. Городища Калалыгыр 1 и Калалыгыр 2 находятся в 40-50 километров юго-западнее г. Дашогуз, административного центра Дашогузского велаята Туркменистана на территории древней Присаракамышской дельты Амударьи.

Одна из крепостей города, Калалыгыр 1, представляет собой прямоугольное городище-крепость размером 1000 × 700 м. В стенах крепости, усиленных башнями, имелось четверо ворот, защищенных сложными предвратными лабиринтами и бастионами. Жизнь обитателей городища Калалыгыр 1, была целиком сосредоточена в длинных сводчатых коридорообразных помещениях, скрытых в толще мощных стен городища. Близ западной стены крепости, с ее внутренней стороны, располагалось грандиозное дворцовое здание. Постройка стен и дворцового здания не была завершена полностью, и городище было заброшено. Основания стен составляли пахсовые блоки высотой более 1 м, на которые укладывался сырцовый кирпич обычных античных размеров. Дворцовое здание имело квадратную форму (80x80 м), в его пределах выделялись два внутренних двора и два внешних дворика. По периметру дворов находилось около 30 различных помещений. Залы дворца имели плоское перекрытие, поддерживающееся колоннами, базы которых частично сохранились. Исследователи полагают, что постройка колоссальной крепости Калалыгыр 1, возникшей в конце V или в самом начале IV в. до н. э., была начата еще в период господства в Хорезме династии Ахеменидов. Попытка возведения крепости могла входить в систему мероприятий Ахеменидов, отраженных в известном рассказе Геродота об ирригационной политике ахеменидских царей. Исследователи отмечают совершенство архитектуры дворца Калалыгыра 1, которая придала первоначальный импульс развитому хорезмийскому зодчеству.

Другая крепость, Калалыгыр 2 располагалась в 10 км западнее крепости Калалыгыр 1, у левого берега древнего русла Южного Даудана. Данный памятник — почти правильный равнобедренный треугольник, с северной стороны к нему примыкает у прямоугольный входной комплекс. Крепостные стены сохранились на этом участке до отметки 5 метров, внутри них — стрелковый коридор. Наиболее монументальное сооружение внутри крепости — так называемый круглый храм диаметром 24 метра, возведенный на двухметровой искусственной платформе. Стены храма имели стреловидные бойницы, с севера к нему примыкает массивная овальная башня. Этот культовый центр был заброшен после тотального разгрома крепости, сопровождавшегося большим пожаром, следы которого заметны не только на стенах, но и на всем археологическом инвентаре. Памятник датируется серединой IV — началом II веков до н. э.

КАНГА-КАЛА – античная крепость в непосредственном соседстве с Cарыкамышским озером, на склоне мыса Кангагыр, примерно в 150 км юго-западнее Дашогуза. Рядом пролегает русло северного протока Кангадарьи, входящей в нижнюю часть дельты Южного Даудана. Крепость существовала на протяжении почти тысячи лет: между V в. до н.э. и IV в. н.э. В плане прямоугольник (233 х 200 м). На территории зафиксирована плотная жилая застройка. Стены возведены из сырцового кирпича, в них был внутристенный коридор (стрелковая галерея), а с внешней стороны примыкали прямоугольные башни. В юго-западной стене находилось сложное предвратное сооружение. Местами видны остатки рва шириной до 35 м. Крепость погибла в результате военных действий: верхний слой повсюду содержит следы пожара, а близ восточного угла со стороны Кангадарьи заметен огромный пролом в стене, через который, видимо, неприятель ворвался внутрь. Исследователи связывают это событие с периодом сасанидо-хионитских войн.

КАНГА 2 – наиболее старый археологический памятник раннего железного века в левобережном Хорезме (IX-V вв. до н.э.), находится в 150 км юго-западнее Дашогуза. До сих пор сохранился крепостной вал шириной до 9 м в основании с заплывшим рвом. Он представляет собой земляную насыпь, облицованную плитами ракушечного известняка. На территории крепости (ок. 4 га) найдена керамика, костяные и каменные орудия руболовства. Горелый кроющий слой с углем, содержащий керамику VI-V вв., указывает на какую-то катастрофу, после которой Канга 2 больше не возродилась.

КЫРК-МОЛЛА (туркм. Kyrk molla) — хорезмская крепость Туркменистана эпохи античности, является самым древним памятником на территории Кёнеургенчского национального историко-культурного музея-заповедника, расположенного в Дашогузском велаяте страны. В переводе с туркменского языка означает «сорок мулл».

Возникновение крепости датируется серединой 1 тыс. до н. э., до наших дней сохранилась в виде кургана площадью около 3 га, при этом высота крепостных стен достигает 12,5 м. Расположена недалеко от мавзолея Хорезмшаха Текеша. У подножья крепости находится священное кладбище, которое является местом паломничества местных жителей.

Среди туркмен Дашогузского велаята сохранилась легенда о том, что Дворец ученых (Академия хорезмшаха Мамуна) существовал в Кёнеургенче (Гургандже) до начала XIII века и был разрушен при монгольском нашествии на Хорезм. Согласно этой легенде, в давние времена Хорезмшах решил подарить учёным большой дворец, в котором трудилоь «сорок тысяч мулл» (грамотеев). Однажды, когда на Гургандж напали чужеземцы и уничтожили почти весь город, «сорок тысяч мулл» обратились с молитвой к Аллаху с просьбой о том, чтобы взор неверных захватчиков не встретился с ликами святых мужей и их учеников. Аллах услышал их молитвы, дворец ученых перевернулся вверх дном и ушёл под землю. С тех пор, место, где существовал дворец, именуется «Кырк молла» («сорок мулл»).

КУНЯ-УАЗ (туркм. Könewas) - древний город (крепость) Туркменистана, расположенный на территории Дашогузского велаята страны, в 40 км западнее г. Дашогуз. В древности был частью Хорезма.

Крепость была построена в IV—III вв. до н. э. и дожила до позднекушанского времени (II—III вв. н. э.). Имела мощные стены высотой до 10 м, прорезанные бойницами. Городище имеет в плане форму квадрата с длиной сторон 307м на 307 м с углами, довольно правильно ориентированными по странам света. Внутри оно разделено глухой мощной стеной на две части. С внешней стороны городище окружено рвом и валом. Общий размер памятника имеет площадь 9.5 га. Окрестности Куня-Уаза покрыты следами густой сети древних каналов, мелких арыков и поливных участков, подъемный археологический материал с которых позволяет датировать эти следы земледельческой деятельности античным периодом. Здесь обнаружен культурный слой эпохи ранних Афригидов. Уже в V в. н. э. городище несет признаки начинающегося запустения, жизнь на нем возрождается на короткое время лишь в IX веке. Исследования погребений показали, что антропологический тип населения, проживавший как в Куня-Уазе, а также в другой хорезмской крепости Туркменистана Канга-кала в IV в., соответствует типу современных туркмен. На эту тему, крупнейшие исследователи Хорезма С.П.Толстов и А.С.Кесь пишут: «…Тип кангакалийцев больше всего напоминает современных туркменов. Тот же антропологический тип, сопровождаемый тем же погребальным обрядом, зарегистрирован также в синхронном городище Куня-Уаз.»

КУЮСАЙ 2 – археологический памятник раннего железного века в Хорезме (VII-VI вв. до н.э.) в 13 км к северо-востоку от крепости Шасенем. Расположено у развилки двух древних русел, как бы на мысе. Занимает площадь 12 га. Своеобразие кераимческих материалов, в обилии имеющихся на городище, позволило исследователям выделить особую куюсайскую культуру в левобережном Хорезме.

КУЮСАЙКАЛА (туркм.: Guý­saý­gala) – античное городище Хорезма в 80 км северо-западнее Дашогуза, на на краю склона возвышенности Сакарчага (Куюсайгыр). В плане прямоугольник 175 х 122 м, стены сохранились в виде вала высотой ок. 5 м, в их основании — кладка из каменных плит. В центральной части крепости различимы следы планировки сырцового здания. Датируется памятник позднекангюйским и кушанским временем (II в. до н.э. – II в. н.э.).

КЮЗЕЛИГЫР (также Етимгыр; туркм. Küýzeligyr) — древний город (крепость) Туркменистана и самая первая столица древнего Хорезма (VI-V вв. до н.э.). Городище Кюзелигыра, находящееся на территории древней Присарыкамышской дельты Амударьи в Акдепинском этрапе Дашогузского велаята, является наиболее крупным памятником архаического периода истории Хорезма (площадь 25 гектар, общая протяжённость крепостных стен около 3 км). Согласно Ю.Рапопорту, Кюзелигыр есть древний город Хорасмия, упоминаемый в труде Гекатея Милетского «Землеописание».

Не позднее рубежа VII—VI вв. до н. э. в наиболее густонаселённой области Хорезма — Присаракамышской дельте Амударьи, возникает крупный городской центр — городище Кюзелигыр, ставший самой ранней столицей древнего Хорезма. Кюзелигыр представлял собой укрепленный город, который изначально занимал лишь юго-западную часть возвышенности, на которой находится. В более поздние времена, на территории 13 гектаров была построена новая крепостная стена с севера и востока от ранней крепости. Городище было окружено двумя параллельно идущими стенами, между которыми располагался проход шириной до 2.5 метров. Стены крепости, сложенные из пахсы и сырцового кирпича, достигали толщины 1-1,5 м. Внешняя оборонительная стена была прорезана многочисленными бойницами, отстоящими одна от другой на 2 м. Вдоль стены через каждые 35 м располагались башни овальной или прямоугольной формы. Изначально крепость строилась из прямоугольного кирпича, а позднее — из кирпича квадратного формата. В строениях крепости раннего периода существования широко применялись каркасные конструкции. Полы были выложены сырцовым кирпичом и обмазаны глиной с примесью соломы. Высокого развития достигла обработка металла: из бронзы отливались наконечники стрел, детали упряжи, женские украшения (бусы, браслеты, кольца) и другие предметы. Было развито гончарное производство, при этом гончарный квартал г. Кюзелигыр был самым ранним на всей территории древнего Хорезма. Если судить по количеству костей животных, найденных при раскопках, и природным условиям, основным занятием жителей Кюзелигыра было отгонное и домашнее скотоводство. Также, жители Кюзелигыра занимались земледелием, что подтверждается находками в культурном слое железного серпа и каменных зернотерок, а также отпечатками соломы злаковых растении, заметных в глиняной обмазке помещений. На основании археологических материалов Кюзелигыр датируется VI—V вв. до н. э. Согласно мнению историков, археологические материалы Кюзелигыра, наряду с комплексами Согда, Маргианы и Южной Бактрии представляют собой варианты одного культурного пласта и одной большой этнокультурной провинции.

КЮНЕРЛИ-КАЛА – памятник кангюйского времени (IV в. до н.э. — I в. н.э.) Представляет собой массив (в плане 55 х 55 м) при высоте 8 м, в центральной части еще на 3 м возвышается башнеобразный останец. На юго-востоке был, очевидно, укрепленный вход, в середине остальных сторон — небольшие полукруглые башни с бойницами. Здание опоясывал сводчатый коридор, внутри постройки различались следы стен, деливших его набольшие помещения.

 


 

 

REKLAMA BANNER