ОГУЗЫ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ И ГУЗЫ ПРИАРАЛЬЯ

(центральноазиатский компонент в этногенезе туркменского народа)

В сочинениях мусульманских авторов Х—ХI вв., прежде всего у Ибн ал-Факиха и Гардизи, сохранились глухие отзвуки событий, приведших к образованию огузской конфедерации племён в Приаралье. Тогда уже известия об этих событиях, относимые к давним временам, обрели форму генеалогических легенд, в которых возвышение приаральской династии огузских ябгу связывалось с успешной для них борьбой за обладание «дождевым камнем», ставшим у огузов символом сакральной верховной власти.

Борьба велась между владыками токуз-гузов (так мусульманские авторы называли центральноазиатских уйгуров вместе с подвластными им племенами токуз-огузов), карлуков и приаральских гузов. В записи Ибн ал-Факиха рассказ ведётся со слов гузского царевича Балкика. Согласно его повествованию, дед Балкика, который добыл «дождевой камень», поссорился со своим отцом, тогдашним царём огузов, отделился от него и откочевал с частью народа. В позднейших версиях генеалогических легенд деяния деда Балкика приписываются эпонимическому герою Огуз-хану. Место событий, связанных с образованием державы Огуз-хана, переносится в западную часть Семиречья и на Сырдарью.

Последнее обстоятельство послужило основанием для предположения, что коренными землями огузов, откуда началась их экспансия в Приаралье, было Семиречье, в частности Прииссыккулье. Однако, ни один аутентичный источник, относящийся ко времени предполагаемой экспансии, т. е. к VIII—IX вв., не упоминает огузов (гузов) среди многочисленных тюркских племён Семиречья. Между тем, сам перечень племенных групп, соперничающих из-за «дождевого камня», — уйгуры, карлуки и гузы — позволяет обоснованно предположить, что место и время их соперничества связаны с периодом и обстоятельствами становления Уйгурского каганата в Монголии (745—840 гг.).

После краха Второго Тюркского каганата (744 г.) и недолгого преобладания басмылов, каганская власть перешла к уйгурской династии Яглакаров. Своих прежних союзников карлуков уйгуры вытеснили в Семиречье, где ослабевшие тюргешские ханы с трудом удерживали контроль лишь вокруг нескольких столичных центров.

Почти немедленно после ухода карлуков (747 г.) против победивших уйгуров и их ханской династии началось мощное восстание восьми других племён, входивших, помимо уйгуров, в племенной союз токуз-огузов. Первый этап внутренней войны в Уйгурском каганате длился до 750 г. Огузов поддержали токуз-татары. Вождь восставших «восьми огузов» (секиз огуз Селенгинской надписи), Тай Бильге тутук претендовал на каганский престол, но пал в борьбе с уйгурским Элетмиш Бильгекаганом. Восстание утихло с тем, чтобы возобновиться в 752—753 гг., когда вождя нового мятежа, Абуз-ябгу, погубила враждебность карлуков. Наконец, в 757—759 гг. восстание вспыхнуло вновь. На этот раз к огузам, кроме токуз-татар, присоединился «трёх знаменный народ тюрков», т. е. покоренные уйгурами племена Второго Тюркского каганата. Но три года войны и на этот раз кончились неудачей огузов.

После краха последней надежды сохранить независимость, значительная часть огузских, тюркских и татарских племён была принуждена покинуть свои коренные земли в Монголии. Тогда как татары передвинулись в верховья Иртыша, где сыграли важную роль в формировании племенного союза кимаков и кипчаков, огузы и тюрки, не будучи в силах преодолеть противодействие карлуков, укрепившихся в Семиречье и на Алтае, овладели регионом Приаралья и Нижней Сырдарьей, а также, в течение более столетия, соперничали с карлуками за район Фараба (Отрарский оазис) и Западного Семиречья. Ещё в 812 г., судя по сообщению ат-Табари, этот район контролировали карлуки. К 70—80-м гг. VIII в. Ибн ал-Асир относит первое появление гузов (огузов) на границах Мавераннахра.

Прямым свидетельством генетических связей токуз-огузов Монголии, гузов Приаралья и современных туркмен является упоминание в одной из открытых мною рунических надписей (терхинский памятник) мятежного племени игде (игдыров), которое «разделилось» в середине VIII в. Ушедшие на запад игдеры зафиксированы Махмудом Кашгарским (XI в.) в списке огузских (сельджукских) племён; позднее игдеры составили часть туркменского племени чоудор.

Последним указанием на двусоставный характер конфедерации приаральских кочевников, появившихся в XI в. в Восточной Европе, стали упоминания их в русских летописях под именем тюрков (тюрков), а в византийских хрониках — под именем узов (огузов). Так, на далеком от Приаралья западе нашло неожиданное подтверждение центральноазиатское прошлое создателей государств огузских ябгу и сельджукских султанов — огузов и орхонских тюрков.

С.Г.Кляшторный

 

REKLAMA BANNER