Наиболее древние памятники Левобережного Хорезма датируются периодом неолита (VI—V тыс. до н. э.) или эпохой первобытно-общинного строя. Древнейшие жители Хорезма заселили прежде всего территории вдоль берегов Верхнего Узбоя, в урочищах Пишге и Хатыб в Присарыкамышской дельте Амударьи. Из памятников неолитического периода наиболее известны стоянка Чырышлы и серия стоянок в 25 км южнее ее. Хозяйственная утварь людей каменного века представлена в основном кремневыми оружиями, реже - фрагментами грубой лепной керамической посуды. В неолитическое время жилищем людей служили конусообразные шалаши из камыша и веток. Население в основном занималось охотой, рыбной ловлей и собиранием корнеплодов и дикорастущих злаков.
Могильник Туммеккичижик относится к памятникам IV тыс. до н. э. Расположен он в 14 км западнее Шахсенем, примерно в 100 км на юго-запад от города Ташауза. Это пока единственный памятник того времени на территории северных областей Средней Азии. Изучение могильника дало возможность судить о характере погребального обряда населения не только Северного Туркменистана, но и всего Хорезма на рубеже IV—III тыс. ло н. э.
В отличие от населения южных областей Средней Азии, жители древнего Хорезма на начальных этапах становления значительно отставали в своем социально-экономическом развитии. Объяснялось это не только большой удаленностью от общепризнанных центров древневосточных цивилизаций, но, прежде всего, экономическим укладом хозяйства. Так, например, в отличие от оседло-земледельческих районов Средней Азии, лишь около III тыс. до н. э. древние хорезмийцы начинают доместифицировать некоторые виды животных. В это же время появляются признаки примитивного земледелия. На смену каменным орудиям приходят орудия из меди и бронзы, развивается гончарное производство.
Предполагается, что в III—II тыс. до н. э. произошло осушение Присарыкамышской дельты Амударьи. В связи с этим памятников отмеченного времени на территории Ташаузской области пока не обнаружено, если не считать единичные находки фрагментов керамической посуды на Верхнем Узбое и на окраине Присарыкамышской дельты Амударьи.
В начале I тыс. до н. э. Присарыкамышская дельта вновь начинает обводняться, что способствует освоению новых земель Левобережного Хорезма. С началом этого процесса связано возникновение поселения Кангакала 2, датируемого началом и серединой I тыс. до н. э. и относящегося к эпохе так называемого железного века. Для этого периода времени следует предполагать существование уже полностью сложившегося скотоводства как одной из основ экономики древних.
К началу VII в. до н. э. Присарыкамышская дельта Амударьи обводнялась постоянно. В зоне протоков Южного Даудана был открыт и обследован целый ряд археологических памятников, вошедших в историю Хорезма под названием Куюсайской культуры. На поселениях удалось выявить конструкции жилищ, представляющих собой каркасные сооружения и землянки площадью около 100 м, а также бронзовые наконечники стрел и украшения, остатки медно-литейного, железоделательного и керамического производства. Материалы с одного из таких поселений - Куюсай 2 (площадь 12 га) - свидетельствуют, что носители Куюсайской культуры были скотоводами, разводившими в основном крупный рогатый скот и лошадей. В местах их оседлых поселений выявлены следы развития местного ремесленного производства. Наряду с местной своеобразной керамикой в этом регионе найдены и сосуды ив традиционно земледельческих районов—южных областей Средней Азии (Маргианы, архаического Дехистана и пр.), культурные связи с которыми получили широкий размах в более позднее время. Видимо, в VII—середине VI вв. до н. э. па территории Северного Туркменистана (левобережье Амударьи) происходило взаимодействие разных но происхождению и культурным традициям групп населения, представленных скотоводами-саками из восточных районов Южного Приаралья и земледельцами юга.
В VI—V вв. до и. э. на территории Хорезма происходит образование патриархально-рабовладельческого государства. Великая держава получила наименование государство Ахеменидов. Основателем ее стал вождь персидских племен Кир II, который завоевал значительную часть Средней Азии. Однако его попытки покорить скотоводов-массагетов, занимавших Восточный Прикаспий и Хорезм, не увенчались успехом. В 530 г. до и. э. войска Кира II были разгромлены массагетами (на Среднем Узбое), а сам предводитель убит. Тем не менее при Дарий I (в 519 г. до н. э.) на короткое время Хорезм был подчинен ахеменидскому владычеству, а при его преемнике царе Ксерксе I предпринимались даже работы по улучшению ирригационной системы. Помимо возведения новых ирригационных сооружений, расширялись посевные площади, строились крепости; широкое распространение получила сырцовая архитектура, появился гончарный круг.
Вхождение Хорезма в состав Ахеменидской державы способствовало развитию торговых и культурных связей со странами Ближнего и Среднего Востока. Достижения высокоразвитых стран получили местное перевоплощение и, естественно, обогатили культуру хорезмийцев. Однако было бы неверным полагать, что описываемое культурное влияние шло в одностороннем порядке. К примеру, письменные источники свидетельствуют, что Хорезм, входивший в состав XVI сатрапии Ахеменидской империи, поставлял своих мастеров и материалы для строительства дворца Дария I в Сузах.
Крупнейшим столичным памятником этого времени в Хорезме является крепость Кюзелигыр (расположенная на территории современного Ленинского района области), с которой связывают начало древнехорезмской цивилизации, экономики и градостроительства.
Большие изменения происходят на территории Северного Туркменистана в конце ахеменидского периода (IV в. до н. э.). Столичный центр Хорезмской сатрапии был заложен на территории Северного Туркменистана (Калалыгыр I, около 15 км восточнее Кюзелигыра). Вблизи сатрапии создается большой земледельческий оазис и возникают крупные местные центры - памятники Куняуаз и Калалыгыр 2, расположенные у русла Даудана на расстоянии 10—15 км друг от друга, Куняуаз—город с цитаделью, самый крупный политический и административный центр левобережья Амударьи. Наличие цитадели на Куняуазе имеет большое значение не только для воссоздания истории Северного Туркменистана, но и для истории древнехорезмского города.
В это же время здесь функционировал еще один общественный и культовый центр—Калалыгыр 2. Наличие специального культового центра рядом с городом с точки зрения истории социальной жизни в Хорезме в послеахеменидское время представляет большой интерес.
В IV в. до н. э. Хорезм вновь становится независимым государством. По свидетельствам древних авторов (Арриан, Курций), весной 328 г. до н. э. Александр Македонский принимал в Бактрах хорезмского царя Фарасмана, который явился к нему в сопровождении 1500 всадников для мирных переговоров. Известно, что властвовавшие ранее в Хорезме представители династии Ахеменидов были разбиты в битве при Гавгамевах в 331 г. до и. э. Исходя из этого можно заключить, что к приходу Александра Македонского в Среднюю Азию хорезмийцы уже не были подданными иранцев, а имели собственного царя (Фарасмана). Все это в сочетании с археологическими памятниками VI—II вв. до н. э. свидетельствует о самостоятельном древнехорезмском государстве. По мнению С. П. Толстова, эллинистическое время (IV в. до н. э.—I в. н. э.) было временем расцвета кангюйско-хорезмского государства.
С этим периодом истории Левобережного Хорезма связано несколько памятников, исследование которых дало большой и интересный материал. На берегах каналов Черменяб и Куняуаз 1 основываются поселения крепости - Кандымкала, Гяуркала 3, Кангакала 1 и 3, Акжагелин и др. Функционирование крупных укрепленных поселений и развитой ирригационной сети свидетельствует о вхождении территории Северного Туркменистана в состав сильного централизованного древнехорезмского рабовладельческого государства. Уцелевшие многочисленные древние памятники Северного Туркменистана (как и всего Хорезма) отличаются гораздо лучшей сохранностью и служат прекрасными образцами достижений древнехорезмских зодчих.
В IV—II вв. до н. э. на территории Прпсарыкамышской дельты Амударьи появляются новые скотоводческие племена. С ними связано широкое распространение на всех возвышенностях Северного Туркменистана курганных памятников, многие из которых имеют подбойные, катакомбные и ямные погребения в различных комбинациях.
В I в. до н. э.—III в. н. э. общая ситуация в районе изменилась. В связи с усыханием и отмиранием самых южных протоков Даудана и Тунидарьи было продолжено строительство единого канала Черменяб. Постепенно возникает гяуркалннский земледельческий оазис, где поселения базировались на берегах разветвленной системы каналов, выведенных из Черменяба. Доминирующее положение в оазисе занимали две крепости - Гяуркала 1 и Гяуркала 2.
Одним из основных аргументов в пользу гипотезы о вхождении Хорезма в состав Кушанской империи (государство Кушанов во II—III вв. н. э. было одним из крупнейших рабовладельческих государств на Востоке), послужили нумизматические данные крупнейшего исследователя древнего Хорезма С. П. Толстова. Несмотря на то, что хорезмская монета была перечеканена по кушанской, это не свидетельствует о политическом подчинении Хорезма кушанским правителям. В этот период (III в. н. э.) столицей Хорезмского государства становится крепость Топрак-кала (на правом берегу АмуДарьи).
В IV—V вв. н. э. на территории Хорезма рабовладельческий способ производства начинает изживать себя. Сокращается торговля, наблюдается резкий упадок ремесленного производства. Довольно резко сокращается сток воды в Присарыкамышскую дельту, что приводит к прекращению жизни в земледельческих оазисах у Топраккалы и Кызылжаклы. Отсутствие централизованного государственного аппарата и полное пересыхание Присарыкамышской дельты Амударьи привели к тому, что жители стали покидать свои селения и уходить в обводненные районы. Это предположение подтверждается полным отсутствием здесь памятников афригидского времени (V—VIII вв. н. э.). Исключение составляют лишь памятники Куняуаз, Мангыркала, Булдумсаз, Измукшир, где найдены незначительные кушано-афригидские материалы. Отсутствие археологических памятников V-VIII вв. н. э. наблюдается и на Узбое.
С крушением рабовладельческого государства и зарождением феодальных отношений в Хорезме (как и по всей Средней Азии) происходит резкое изменение социально-экономической и политической жизни страны. Города приходят в упадок, центр общественной жизни перемещается в деревню, возникают феодальные замки, а также поселения и жилища совершенно нового типа. Резиденция Хорезмшахов переносится на правый берег Амударьи (Кят), что нашло свое подтверждение в письменных источниках (согласно Бируни, Филь-Фир - цитадель Кята - была построена в 304 г. н. э.) и при археологических раскопках Топрак-калы.
В V—VIII вв. н. э. Хорезм, как и вся территория Средней Азии, переживал экономический упадок и как следствие - политическую раздробленность. Пользуясь этим обстоятельством, войска Арабского халифата в. начале VIII в. и. э. завоевали всю южную часть Средней Азии, а в 712 г. - и территорию Хорезма.
Согласно сведениям Бируни, в Хорезме вплоть до VIII в. сохранялась очень архаичная культура вероисповеданий - зороастризм, помимо этого, здесь существовало христианство и, вероятно, иудаизм. Разговорным языком, по-прежнему, видимо, оставался хорезмский (восточно-иранской группы), хотя в конце 1 тыс. н. э., а, может быть, еще раньше, здесь уже распространяются диалекты тюркского языка.
В результате освободительной борьбы народов Средней Азии Арабский халифат распался, и в X в. Хорезм вошел в состав Саманидского государства. Резиденция наместника Мамуна находилась в Гургандже (Куня-Ургенч), в то время как в Кяте продолжали править наследники местной хорезмской династии.
В 995 г. борьба за власть между этими правителями закончилась победой Мамуна, который подчинил всю страну своей власти и восстановил политическое единство Хорезма. Гургандж-Ургенч (Куня-Ургенч), став столицей нового государства Хорезмшахов, превращается в один из крупных торговых и культурных центров Хорезма. Здесь жили и творили учение с мировым именем - аль-Хорезми, аль-Бируни, Ибн Сина, ал-Хаммар и другие.
Образование централизованного феодального государства в Хорезме способствовало быстрому развитию ирригации, земледелия, торговли, ремесел и расцвету искусства. Если во время арабского завоевания в Хорезме было известно три города, то в первой половине X в. только в Левобережном Хорезме их число увеличилось до шестнадцати. Некоторые города строились на месте старых античных городищ или поселений. К ним можно отнести Измукшир (Замакшар), Шахсенем (Субурны), Девкесен (Везир) и другие.
Государство Хорезмшахов приобрело большое значение в международной торговле. Из Индии, Ирана, Китая и Средней Азии товары вывозились через Хорезм в приволжские царства - Хазарское, Булгарское и другие.
В конце X в. Саманидское государство пришло в упадок. Ведущую роль в государственной жизни играла военная знать. В 962 г. предводитель Алп Тегин основал независимое владение с центром в Газне. В начале XI в. Газневидское княжество превратилось в государство. В 1017 г. Хорезм был завоеван газневидами во главе с Махмудом. С этого времени и до 1041 г. вся власть вместе с титулом Хорезмшаха находилась в руках Алтындаша, назначенного Махмудом.
Вскоре Хорезм был завоеван огузами. Вспыхнувшее в 1065 г. восстание местного населения было жестоко подавлено Алп Арсланом и до 1157 г. (с небольшими перерывами) он был отдельной провинцией Сельджукского государства, наместники которого вновь приняли древний титул Хорезмшахов. Новая династия (Хорезмшахов) в Хорезме основана в последние годы XI в. Кутб ад-дином Мухаммедом. С именем ее представителен (Атсыз, Ильарслан, а особенно Текеш и Мухаммед) связаны экономический подъем и рост политической силы Хорезма, который, освободившись от сельджукской зависимости (в 1194 г. Текешу удалось разбить войска Тогрула), уже к началу XIII в. превратился в самое большое государство на мусульманском Востоке.
Победа Мухаммеда (1210 г.) над последним гурханом положила конец игу кара-китаев. Империя Хорезмшаха Мухаммеда простиралась от правого берега Сырдарьи до горных перевалов между Ираном и долиной Тигра, на юге его верховная власть была признана даже на Аравийском полуострове (в Омане). Столица Хорезма была тогда одним из самых известных городов Востока. Творения хорезмских зодчих достигли своей кульминации в подлинно архитектурных шедеврах, среди которых, в первую очередь, следует отметить развалины Куня-Ургенча - столицы средневекового Хорезма. Вероятно, уже тогда Хорезм был тюркизирован, о чем свидетельствуют некоторые местные географические названия на тюркском языке.
Возвышение Хорезма в ранг великой державы в первый и последний раз в истории этой страны, как отметил академик В. В. Бартольд, вероятно, шло от развития широких международных торговых связей, упоминавшихся уже у Истахри. Попытка Мухаммеда использовать эти торговые связи в своих политических целях привела к воине между ним и Чингисханом и, как результат, к падению державы Хорезмшахов. В 1221 г. Гургандж, покинутый всеми членами династии, пал, несмотря на упорную защиту местным населением. Территория Хорезма была разделена между наследниками Чингисхана. Большая его часть – северная - более 140 лет принадлежала Золотой Орде, а южная—входила в состав Улуса Чагатая.
В начале второй половины XIV в. в Хорезме возникла независимая династия - Суфи из рода Кунграт. Основатель этой династии (Хусейн Суфи) объединил Кят и Хиву (принадлежавшие ранее чагатаевцам), вследствие чего глава Чагатайского государства Тимур объявил ему войну и после нескольких походов в 1379 г. завовевал Хорезм. В войне между Тимуром и золотоордынским правителем Тахтамышем, хорезмийцы вступили с ним в союз, в связи с чем в 1383—1384 гг. они стали чеканить, монеты с именем Тахтамыша.
В 1388 г. Тимур снова завоевал Хорезм. Для Хорезма и прежде всего Ургенча это стало катастрофой. Средневековая столица превратилась в руины и с тех пор уже не смогла вернуть своего прежнего величия и блеска, но все памятники и культурные слои, по свидетельству А. Ю. Якубовского, образовавшиеся в результате многовековых перестроек и разрушений, представляют не повторимую научно-археологическую ценность и подлежат тщательному изучению и охране.
В XV в. Хорезм находился то во власти ханов Золотой Орды, то Тимуридов, и лишь в начале XVI в. страна перешла во владение Шейбани - основателя владычества узбеков в Мавераннахре. Когда Шейбани потерпел поражение в битве под Мервом в 1510 г., Хорезм на короткое время был объединен с Персией. В 1511 г. в Хорезме утвердилась особая ветвь потомков Джучи - Убайдуллы ибн-Махмуда (1538 г.) и Абдуллы ибн-Искандера (1593 и 1595—1598 гг.), которым удалось на короткий срок присоединить Хорезм к своим владениям. Хорезм долгое время оставался ареной разорительных междоусобных войн. Столицей Западно-Хорезмского удельного княжества в XVI - XVII вв. являлся Везир (развалины Девкесенкала). После высыхания Присарыкамышской дельты Амударьи Ургенч (Куня-Ургенч), по-видимому, запустел, в 1645 г. возник новый Ургенч.
В XVII в. в политической жизни Хивинского ханства большое место занимала борьба между туркменскими и узбекскими племенами за власть в Хорезме. Хивинские ханы грабили и эксплуатировали туркменский народ и использовали их вождей для осуществления своих захватнических акций.
В XVI-XVII вв. возобновляются связи между Средней Азией и Восточной Европой. Россия завязывает дипломатические и торговые отношения с Хивой, Бухарой и туркменами Прикаспия. В 1715 г. Петр I отправляет в Туркменистан экспедицию под начальством князя А. Бековича-Черкасского. Попытка Петра I подчинить Хиву своей власти не имела успеха. Экспедиции пришлось выдержать бой с войсками Хивинского хана Ширгази. Убедившись в силе русских, хан пошел на хитрость. Пригласив Бековича-Черкасского в свой лагерь, он уговорил его разделить русское войско на отряды. Раздробленное русское войско было перебито вероломным ханом, а пленные солдаты обращены в рабство. Сам Бекович-Черкасский был обезглавлен. Гибель экспедиции не прекратила связи между Средней Азией и Россией. В середине XVIII в. успешно развиваются русско-туркменская торговля и мореходство на Каспийском море, укрепляются связи Туркменистана с Россией.
Выдержки из книги Х.Юсупова «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО АРХЕОЛОГО-АРХИТЕКТУРНЫМ ПАМЯТНИКАМ ТАШАУЗСКОЙ ОБЛАСТИ»
REKLAMA BANNER