Декоративно-прикладное искусство любого народа тесно связано с бытом. Наряду с удовлетворением эстетических потребностей оно имеет утилитарное назначение и обычно отражает этнические связи. У туркмен это особенно ярко проявилось в чисто женских занятиях: ковроткачестве, кошмовалянии и вышивке.
Этнограф Галина Петровна Васильева, ученица член-корреспондента АН СССР Сергея Павловича Толстова, открывшего миру в северных районах Туркменистана тайны древнейшей Хорезмийской цивилизации, заинтересовалась этими народными промыслами в далеком 1944 году и посвятила долгие годы их изучению.
Родилась Васильева 9 июня 1920 года. в городе Ейске Краснодарского края (бывшая Кубанская область) в семье русских интеллигентов, агронома и учительницы. В 1938 г., после окончания средней школы, Галина Петровна уехала на учебу, став студентом МГУ. Вскоре началась Великая Отечественная война, а с ней и первое знакомство с Туркменистаном: в 1941 году исторический факультет МГУ был эвакуирован в Ашхабад, где юная Галина стала дипломированным специалистом.
Через несколько лет она, успев поработать школьным учителем в Курской области, вновь и уже на всю оставшуюся жизнь соединила свою жизнь с Туркменистаном.
Внутренне раскрепощенная, но требовательная к себе и другим, с доброжелательным и пытливым взглядом, кубанская казачка обрела в жарком и гостеприимном крае вторую родину.
Итогом полевых исследований Васильевой стала кандидатская диссертация «Туркмены-нохурли», которую она успешно защитила в декабре 1948 года. В том же году исследовательница возглавила Туркменский отряд Хорезмской археолого-этнографической экспедиции отдела Средней Азии и Казахстана Института этнографии АН СССР. В этот период Галина Петровна много работала над подготовкой монографии о туркменах-нохурли, изданной в 1954 году в академической серии «Среднеазиатский этнографический сборник».
Когда в конце 1957 года в Институте истории, археологии и этнографии Академии наук Туркменской ССР был создан сектор этнографии, руководить им пригласили из Москвы Г.П. Васильеву. Под ее научным руководством появились первые национальные кадры профессиональных этнографов: будущие доктора исторических наук Шихберды Аннаклычев, Ата Джикиев, Аннадурды Оразов, кандидаты исторических наук Курбан Овезбердыев, Анна Пиркулиева и другие.
Затем диапазон исследовательских интересов Васильевой существенно расширился, охватив регионы Северного и Восточного Туркменистана, а с 1966 года, когда под ее руководством был организован Западно-Туркменский отряд в составе Среднеазиатской экспедиции, она начала сбор обширных полевых материалов среди туркменов-йомудов Прикаспия.
Галина Петровна выезжала в «туркменские» экспедиции регулярно, осуществив более 20 полевых сезонов.
В 1990 г. Галине Петровне была присуждена степень доктора исторических наук по теме «Туркмены (вопросы этногенеза и этнокультурные традиции)». Диссертацию она защитила по совокупности работ, издав более двухсот научных книг и статей. Но имя Васильевой как крупнейшего этнографа-туркменоведа стало широко известно в научных кругах за рубежом задолго до защиты докторской.
За годы своей деятельности Галина Петровна организовала комплексное собирание, картографирование и издание обширных материалов по стационарному и переносному жилищу и ювелирным украшениям туркмен.
Именно Васильева провела первое исследование, посвященное туркменским кошмам. Вот что она писала о них в своей работе «Изделия женского народного декоративно-прикладного искусства туркмен»:
«Широко распространенным занятием туркменских женщин издавна было кошмоваляние - производство одноцветных и узорных войлоков. Еще С.Г.Гмелин во второй половине XVIII в. отмечал наличие и даже товарный характер этого вида промысла у прикаспийских туркмен, продававших войлочные одеяла из овечьей шерсти, чаще всего окрашенной бухарцам и жителям Хивы. Туркменки занимались валянием одноцветных войлоков для покрытия юрт, войлочных попон для лошадей, накидок для чабанов и т.д. Войлоки выделывались не всеми туркменами. Так, исконные земледельческие племена северных склонов Копетдага и ряд племен в приамударьинских районах, не занимались кошмовалянием, потому, что не имели достаточного количества мелкого рогатого скота. Наиболее же славились своими изделиями туркмены-иомуты и сарыки, которые уже в конце XIX в. производили простые и узорные войлоки для сбыта. В «Обзоре Закаспийской области» отмечалось, что «сарыкские женщины в Елатани приготовляют на несколько тысяч рублей узорчатые и простые войлоки, которых ежегодно ими выделывается приблизительно до 25 тыс. штук, на что идет от 18 до 20 тыс. пудов шерсти.
Туркменские мастерицы делили войлочные изделий на кибиточные (т.е. для покрытия остова юрты) серого и белого цвета, постилочные, темные и украшенные цветным узором, и белые для попон.
Постилочные войлоки и назывались кошмами. Исследователь начала ХХ века Федор Михайлов писал, что самые лучшие кошмы в Закаспийской области делали иомутские женщины в Красноводском уезде, а «Военный сборник» за 1872 год читаем, что «толстые и прочные иомутские кошмы часто заменяют настоящие ковры».
До сих пор кошма необходимая принадлежность быта туркмен, предмет декоративного убранства комнаты или юрты. Ими украшают весь пол в два-три слоя, в комнате для гостей стелют под ковер; запасные кошмы укладывают вместе с одеялами и подушками на укладку (юкери).
Обычно узорные кошмы имеют прямоугольную форму со слегка закругленными углами. Их средний размер 2,5 х 1,5 м, встречаются кошмы и больших, до 4 х 2,5 м и меньших - 1,5 х 1 м. размеров.
По характеру орнамента и стилю узорные войлоки всех туркмен едины и глубоко национальны; вместе с тем до сих пор у населения разных районов сохраняется некоторое своеобразие в орнаментике. Это выражается в цвете, а также в названии узоров, которые отражают былые племенные особенности. Кроме белого и черного цветов для узорных войлоков чаще всего употребляют красный разных оттенков, зеленый, желтый и синий. Красный и белый цвета обычно преобладают над другими и определяют общий колорит изделия. Кошмы района Средней Амударьи выделяются яркостью окраски, необычным для туркмен сочетанием цветов, иногда таких, как ярко-желтый с малиновым, фиолетовым, зеленым.
Как всегда в народном творчестве, в кошмах, в отличие от тканых ковров, почти не встречается одинаковых узоров. Характерной особенностью туркменского войлочного ковра является оконтуривание узора контрастным цветом. Оно принято не только при выкладывании центрального узора, но и в промежуточном рисунке и в кайме. Кайма обычно отделена от центральной части кошмы пестрой черно-белой узкой полосой.
Преобладает одинарная кайма с двусторонней обводкой в виде прямых линий разного цвета или пестрой линии, состоящая из односторонних завитков, треугольников или округленных сверху фигур (хамтоз, емзик); реже встречается двойная кайма с тем же повторяющимся узором и, наконец, тройная. В последнем случае крайние каймы бывают одинаковыми, а средняя отличается от них. Край кошмы (гыра) всегда одноцветный – делается из темно-коричневой или черной шерсти с незначительным добавлением серой». Материалы для написания этой работы Васильева собирала без малого три десятилетия.
28 мая 2005 г., не дожив несколько дней до своего 85-летия, Галина Петровна Васильева скончалась. Несмотря на преклонный возраст, она подготовила и опубликовала свой последний большой и скрупулезный труд - «Историю этнографического изучения туркменского народа в отечественной науке (конец XVIII-XX века)».
Туркменистан: Золотой Век
REKLAMA BANNER