СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ТУРКМЕНСКИЕ ГОРОДА: ХОРЕЗМСКАЯ КРЕПОСТЬ КЫЗ-КАЛА

В административно-территориальном отношении восточная, правобережная, часть Лебапского велаята растянута с севера на юг по землям Фарапского, ХоджамбасскогоАтамуратского (Керкинского) и Чаршангинского этрапов (районов). В частности, в северной части Фарапского этрапа, историкоархеологически включенной в состав Дарганского оазиса Лебапского региона, т. еюжной части исторических земель Южного Хорезма. Крепость Кыз-кала площадью 6 га, расположенная напротив урочища Уч-Керсен, в 120 км ниже по течению Амударьи от велаятского центра Туркменабат (бывшего областного центра Чарджоу), была построена на верхней ровной площадке крутой обрывистой скалы (высотой 35 м) правого берегарасположенной ныне в 2 км от реки

В плане крепость, с учетом естественных контуров возвышенности, имеет очертания неправильного пятиугольника, вытянутого с северо-запада на юго-восток. Площадь сооружения достигает 6 га. Внешние стены четко повторяют контуры холма, местами они имеют искусственно приданную волнистость, что создавало защитникам крепости дополнительные возможности для увеличения сектора обстрела. Стены сложены из рваного дикого камня, в основании шириной до 1,5–2 м. Местами они сохранились на высоту около 3 м (см. рис. 3) На значительной части площади сооружения внешняя стена одновременно являлась одной из стен примыкающих к ней помещений. В западной стороне крепости, где возвышенность имеет особо пологие склоны и начинается водовод к Амударье, внешняя стена была укреплена полукруглыми башнямидве из них сооружены из камня, а третья – из жженого кирпича. Въезд в крепость зафиксирован в юго-западной части, а подступ к нему защищал специальный фортВъезд оформлен в виде мощного кирпичного портала со сводчатым завершениемсохранился на высоту 8 м лишь правый пилон.

Внутреннее устройство крепости условно можно разделить на 3 зоны: жилая застройка вдоль северной и южной стен, предназначенная для рядового состава гарнизонацентральная часть (почти не застроенная), скорее всего, предназначалась для воинских смотров и ученийинаконецадминистративно-хозяйственный комплекс в северозападной части крепостиВодоснабжение крепости было достаточно острой проблемойВ связи с тем, что в случае осады Кыз-кала могла быть отрезанной от реки, в крепости имелась автономная система водоснабжения подземный канал, прорытый от самой Амударьи.

Его головное сооружение защищал большой форт Йигит-кала. К моменту наших исследований остатки этого укрепления были почти полностью разрушены. Окончание водовода находилось в западной части Кызкалы и представляло собой глубокий колодец, облицованный жженым кирпичомКроме водовода, в крепости имелись сардобы. Ныне сохранились шесть таких сооружений, пять из которых однотипны. Для примера остановимся на описании сардобы в восточной части крепости. Для этой цистерны первоначально в скале был вырублен цилиндр диаметром 6 мстенки которого были облицованы жжеными кирпичамиКирпич был уложен не плашмя, а клеткамиМежду двумя рядами кирпичей, уложенных плашмя на расстоянии, равном ширине кирпича, ставились вертикальные кирпичи торцом к лицевой стороне кладки. Образовавшиеся ячейки заполнялись обломками жженого кирпича и дикого камня, которые скреплялись известковым раствором и закрывались вертикально установленным кирпичом. Этот прием использовался в целях экономии жженого кирпича. Кладка купола, возведенного из плашмя уложенных кирпичей, начиналась на 1,5 м ниже дневной поверхности. Стены сардобы внутри облицованы двумя слоями водоустойчивого раствора, сбор воды осуществлялся по двум желобам, устроенным в нижней части купола. Современная глубина сардобы 2 мС учетом сегодняшней глубины одной из сардоб в 6 м, затянутой илом, засыпанной мусором и обломками рухнувшего куполаможно попытаться условно определить первоначальную глубину сардоб Кыз-кала в пределах 9–10 м. Такую же величину можно получить при обмерах цилиндрической ямы в южной части крепости. Осмотревший ее С. П. Толстов назвал объект зинданом, а В. Н. Пилипко недостроенной сардобой. В сегодняшнем состоянии это цилиндрическая яма диаметром 6 м и глубиной 8 м. До глубины 3,6–4,0 м она имеет ровные отвесные стенки, а ниже диаметр ее неравномерно увеличивается. Первоначально яма, вероятно, на всю глубину имела вертикальные стенки и предназначалась для сардобы. Но по каким-то причинам она не была облицована жженым кирпичом и под воздействием атмосферных осадков нижняя часть стенок обвалилась, образовав подобие округлого помещения. Вероятно, первоначально глубина была не менее 10 м.

Помимо круглых сардоб, на Кыз-кала устроено водохранилище с овальным в плане резервуаром. Размеры его 9,5 × 4,8 мглубина около 3 м. Цистерна заключена в ограду из дикого камня, и лишь фасадная ее стена, где имеется вход, выложена из жженого кирпича. Ширина стенок из камня 1 миз жженого кирпича – 2 м. Водохранилищескорее всего, было перекрыто сводом участками (недалеко от входа сохранились несколько кирпичей, установленных на ребро). Техника сооружения стенок цистерны такая же, как у предыдущих круглых сардоб. Отличие лишь в используемых прямоугольных кирпичах (41 × 23 × 6 и 32 × 22 × 6 см). Это свидетельствует о разновременности возведения водосборных цистерн Кыз-калы.

Подъемный археологический материал и находки из зачисток Кыз-калы относятся к XII–XIV вв. В их числе обломки поливных чаш на дисковидных вогнутых поддонах с желтоватым фоном и орнаментом, выполненным коричневой краской. Некоторые из них дополнительно украшены подглазурным гравированным орнаментом, пятнами и подтеками зеленой поливы. К этому же времени относится часть сосудов с сине-зеленой поливой. Среди находок немало и неполивных с лепным и процарапанным орнаментом керамических сосудов, изделия из камня, стекла, 2 монеты. Интересны также 2 железных, идентичных друг другу асимметрично-ромбических наконечника стрел черешкового типа с наибольшим расширением в верхней трети пера, с упором при переходе к черешку. Общая их длина – 14 см, длина пера – 6,2 см, ширина пера – 2,5–2,7 см. Отношение боевой части пера (до небольшого расширения) к несущей его части – 2,2 : 4 (0,55) и боевой части к наибольшему расширению – 2,2 : 2,5–2,7 (0,88–0,81). Судя по аналогиям, наконечники стрел относятся к XII–XIV вв. С определенной долей вероятности можно связать появление рассматриваемых наконечников здесь с включением в войско хорезмшахов отрядов кыпчаков из Приаралья, которые играли значительную роль в укреплении обороноспособности и мощи Хорезма. Возможно, какую-то часть гарнизона в Кыз-кала составляли воины-кыпчакиОни же могли в составе войска хорезмшаха Мухаммеда участвовать в походах в Маверраннахр.

На основе историко-топографических и археологических данных можно аргументированно говорить о двух периодах строительства и функционирования крепости Кыз-кала. Ее возведение связано, скорее всего, с экспансией хорезмшахов в Маверраннахр и относится ко второй половине XII – началу XIII в. Именно в этот период Чарджоуский оазис Лебапского региона попал под власть Хорезма, что ясно подтверждается археологическими материалами, в частности монетами Мухаммеда Алла-адДина. С. П. Толстов также считал, что крепость Кыз-кала являлась укреплением хорезмшахского времени (XII–XIII вв.) . Во время монгольского нашествия крепость была оставлена гарнизоном, но через некоторое время вновь начала использоваться. Находки, связанные со вторым периодом обживания (прежде всего, керамика) – хорезмийского облика. Второеокончательное запустение крепости, скорее всего, произошло в результате походов Тимура на золотоордынский Хорезм в 80-х гг. XIV в. Видимо, крепость была сдана без сопротивления, так как отсутствуют следы разрушения. В дальнейшем она была заброшена.

Совершенно очевидно, что крепость Кызкала, находившаяся в 200 км южнее древнехорезмийской столицы Кята, являлась важным пограничным форпостом, прикрывая в районе среднего течения Амударьи южные рубежи Хорезма. Границы Хорезма в историческом развитии, особенно на правом берегу, были не столь стабильны, постоянно сдвигались то на юг, то на север. Так, к XIX в. границей между Хивой и Бухарой считалось расположенное ниже по течению укрепление Кукертли, т. е. она переместилась к северу от Кыз-калы.

Выдержки из работы А.Бурханова «Некоторые итоги изучения археологических памятников правобережья Средней Амударьи»







 

 

REKLAMA BANNER