Deprecated: Required parameter $module follows optional parameter $dropbox in /var/www/u2466040/data/www/horezm.info/sites/all/modules/hierarchical_select/hierarchical_select.module on line 1388

Deprecated: Required parameter $params follows optional parameter $dropbox in /var/www/u2466040/data/www/horezm.info/sites/all/modules/hierarchical_select/hierarchical_select.module on line 1388

Deprecated: Required parameter $save_lineage follows optional parameter $dropbox in /var/www/u2466040/data/www/horezm.info/sites/all/modules/hierarchical_select/hierarchical_select.module on line 1388

Deprecated: Required parameter $form_state follows optional parameter $input in /var/www/u2466040/data/www/horezm.info/sites/all/modules/multiupload_filefield_widget/multiupload_filefield_widget.field.inc on line 134

Deprecated: Required parameter $form_state follows optional parameter $input in /var/www/u2466040/data/www/horezm.info/sites/all/modules/references/node_reference/node_reference.module on line 633

Deprecated: Required parameter $node follows optional parameter $terms in /var/www/u2466040/data/www/horezm.info/sites/all/modules/taxonomy_menu/taxonomy_menu.module on line 521

Deprecated: Required parameter $node follows optional parameter $args in /var/www/u2466040/data/www/horezm.info/sites/all/modules/taxonomy_menu/taxonomy_menu.module on line 869
ТУРКМЕНИСТАН: ЭКСКУРСИЯ В ИСТОРИЮ ХОРЕЗМА | ТУРКМЕНИСТАН: ИСТОРИЯ ХОРЕЗМА

ТУРКМЕНИСТАН: ЭКСКУРСИЯ В ИСТОРИЮ ХОРЕЗМА

Далеко в ярко обозримом горизонте, где встречаются небо и земля, на необъятных просторах располагался наш древний край. На этих землях наши отцы и деды пасли и тренировали своих знаменитых коней и, создавая устойчивые очаги жизни. Менялись эпохи, жизнь продолжалась. Древний Хорезм хранит тайны поворотов судьбы наших предков, их благополучия, науки и просвещения, городов и сел, в которых они жили.

Теперь это одно из самых популярных мест паломничества в Центральной Азии. Это священное место в древних писаниях именовалось «Страна тысячи городов» и «Пуповина земли». Славное прошлое необъятных просторов древнего края нашли достойное отражение в письменных источниках Помпеи, Трои и Китая, в исторических трудах Геродота, Плутарха. Согласно укоренившимся среди народа преданиям, всемогущий Аллах сберег от великих несчастий эти земли, уважив, живших здесь и восславивших этот край, Неджмеддина Кубра, Солтана Вейис, Караны, Ысмамута-ата, Махмута Замахшари, Сулеймана Бакырганы, Пальва-на Махмута, Насреддина Рабгузы, Ашык Айдын пира, Ыбрайима Эдхема, Налач баба и других святых и вели, в том числе триста шестьдесят могил святых. После открытия древней академии Мамуна этот край стал местом географических и математических открытий. На этой земле жили великие мужы: один из четырех Чарыяров, о котором Махтумкули писал: «О, известный всему миру - Ахмет Ясавы» - Ходжа Ахмет Ясавы, ибн-Сина, ал-Бируни, Нурмухамет Андалиб, Шабенде. Они удостоились таких благословенных эпитетов, как «Солнце науки», «Звезда религии» (веры), «Соловей литературы».

В литературных источниках сообщается о том, что в этих местах, сражаясь с врагами, Героглы бек на своем Гырате отстаивал честь и достоинство туркмен, ставший образцом мужества и отваги, а влюбленный Гарыб скитался в страстном ожидании встречи со своей возлюбленной Шасе-нем, а Акджа гелин ехала на верблюдице к возлюбленному в далекие края. Талантливые бахши передавали свое понимание этих событий друг другу, из поколения в поколение, а сегодня эти дестаны стали музыкальным украшением больших туркменских тоев. Любители музыки и песен, жизнелюбивые люди с волнением и благодарностью воспринимают сочинения великого пира музыки и песни, Ашык Айдын пира.

Много столетий назад путешествовавший по этим краям известный путешественник Якут дает широкое описание многого виденного им, в том числе он пишет о древнем городе Сувбурун, далее о городе, получившем название Шасенемгала. Оно связывается с именем главного героя знаменитого дестана «Шасенем - Гарыб» и, что многие события из дестана происходили в этих местах. В III—I веках до нашей эры развалины бывшего большого древнего города и расположившейся на Дузгуре в равнине Вас крепости Акджагелин, также неразрывно связаны с этим дестаном и связано с именем Акджа гелин - подруги бесподобной красоты Шасенем.

Археологические раскопки, произведенные на самом северном уголке страны, свидетельствуют о том, что древние памятники относятся к VI—V векам до нашей эры, эпохе неолита. Самое древнее население Хорезма жило вдоль течения Верхнего Узбоя и по берегам Сарыкамыша. Стоянка Чарышлы относится к историческим памятникам неолита. В первом веке до нашей эры в озеро Сарыкамыш начинает вновь прибывать вода, стали появляться новые крепости, где стали жить люди. Об этом свидетельствуют, относящиеся к железному веку развалины крепости Кангагала. Хивинский хан и историк Абулгази в XIV-XV веках писал о том, что на Узбое проживало много людей, «кошки прыгая с одной крыши на другую, и не ступая на землю, могли дойти от Ургенча до Хивы».

В V-IV веках до нашей эры здесь произошли важные исторические события. По свидетельству, считающегося отцом истории Геродота, именно здесь в 630 году до нашей эры видный полководец, отважная туркменка Тумарис, руководя племенами массагетов, вела успешные сражения против, до того считавшегося непобедимым, шаха Ахеменидов Куруша (Кир II). В местечке Гаррыгечит была большая переправа через реку. Там же Куруш построил плавающий мост.

На небольшой возвышенности на месте славного исторического сражения массагетов находится плотина Чолугыры. О землях у подножья Ботен-дага, расположенных на необъятных просторах пастбища Айбовур, находящегося на территории сегодняшнего этрапа имени Сапармурата Туркменбаши, немало сказано в исторических источниках и преданиях. В некоторых дестанах есть сведения, связанные с рекой Туни-дерья. В то время, когда эта река текла бурно с мощными волнами, наши предки здесь создали цветущий край, жили дружно, по-братски. Длина Ботен-дага, находящегося в двадцати километрах восточнее Сарыкамышского озера, была не более трех - четырех километров, его величина охватывалась одним взглядом. Об истории его возникновения есть немало преданий. На самом крутом уступе восточного края этой возвышенности располагается гробница известного в исламском мире святого по имени Ыбрайым Эдхем. В восточной части Ботендага сохранились развалины встречающегося в исторических источниках под названием «Адак», а в настоящее время носит название «Акгала».

Древний город Гургандж (Куняургенч), расположившийся на берегу полноводной в те времена реки Окс (Амударья), и называвшийся тогда «Сердце ислама», сегодня привлекает внимание туристов с разных уголков мира. Они мечтают увидеть своими глазами сохранившиеся образцы памятников средневековья, вникнуть в тайны мастерства древних мастеров, желают прикоснуться к чудесам минувшего мира. Китайские источники сообщают о возникновении Гурганджа на стыках нашей эры. Китайцы называли этот город Иуйеген, а арабы - Журзания, русские же - Орнач. Историки средних веков аль — Мукаддеси, аль-Истахри писали, что город был большим центром ремесленничества, здесь было налажено производство шелковых, шерстяных и хлопковых тканей, кухонной посуды из меди и керамики, разных видов оружия. Прибывающие сюда караваны, разгрузив свои товары, торговали ими, а потом отправлялись в путь через Россию в Восточную Европу.

В то время Гургандж был не только политическим центром Хорезма, но и признанным культурно - экономическим центром всей Средней Азии. В годы правления Хорезмшаха Мамуна, затем его сыновей Али ибн-Мамуна и Абдул Аббас Мамуна в этот край переселилось много видных ученых. Такое положение было благотворно использовано в 1009 году вступившим к правлению государством его младшим сыном, Мамуном II, но оно длилось недолго. Прошло после этого всего семь лет, как Махмут Газневи захватил Гургандж. Ал-Бируни до конца своей жизни жил под гласным надзором, а ибн-Сина навсегда ушел в город Газна. Абу Али ибн-Сина оставил интересные и прекрасные воспоминания о Гургандже. «Хорезмийцы очень любезны и приветствуя друг друга при встрече говорят: «Пойдемте ко мне, сегодня огонь моего очага особенно хорош». Даже пришедший нищий может присесть поближе к очагу. Здесь не имело распространения нищенство, достаточно было предложить нищему хлеб, который, забирая его, уходил с благодарностью. Хорейзмийцы были очень гордыми людьми, дорожили своим достоинством. В одном из воспоминаний того времени упоминается, что Александр Македонский не смог их завоевать именно по этой причине.

По утверждению ибн-Якута во время нашествия монголов на Хорезм Гургандж был не только богатым городом, но и культурным центром всей Средней Азии. Многонаселенный и обеспеченный сильным и достаточным количеством войск, считался, что город мог противостоять объединенным силам сыновей Чингизхана. Как писал академик В. Бартольд, В 1220 году, прибыв в Гургандж, царевичи Джелаледдин, Озлег шах и Ак шах были рядом с отцом Мухаммет шахом. В том году ушедший из этого мира шах, завещал свой трон своему сыну Джелаледдину.

Совершивший более тридцати путешествий по миру географ ибн Батутта в 1333 году знакомился с Хорезмом. В своих путевых записях он писал, что «густота населения напоминала волны моря». Представитель от купцов Венеции писал: «Нет необходимости глубоко проникать в глубь Азии, потому что в столице Хорезма Гургандже можно купить все, что необходимо для базаров Европы».

В первой половине XIV века начинается рост политического и экономического значения Гурганджа. Особенно высокого уровня достигает в период правления видного деятеля Золотой орды Гутлуг Темира, расширяются границы города, сооружаются новые здания. До наших дней сохранились четыре из них, каждое такое здание является редко встречающимся образцом строительного искусства. Одним из них является мавзолей Торебег ханым, а другой - Неджмеддина Кубра, третий - хорошо сохранившийся прекрасный минарет Гурганджа и четвертый - остатки здания, именуемого воротами Караван-сарая. Минарет, что в северной части города, называют еще - «Juma metjidin minarasy». Нынешняя до 60 метров высота этого минарета считается самой высокой во всей Средней Азии. Ширина минарета у основания двенадцать метров, а на вершине - около двух метров. Поднимаясь по винтовой 145 ступенчатой лестнице, находящейся на высоте около семи метров от земли, можно дойти до уровня двери, находящейся на высоте 52 метров.

Мавзолей Торебег ханым, супруги правителя Хорезма Кутлуг Темира, является одним из частично сохранившихся в наше время памятников. Знаменитый путешественник ибн-Баттута в своих путевых записях пишет, что это сооружение построено до 1333 года и когда он был в этих местах, то знал, что Торебег ханум с Неджмеддином Кубра построили общее помещение для Дервишей. Находящиеся на одном уровне 12 окон, а на другом — 8, давали хорошее освещение внутри помещения. В те же годы был построен мавзолей, основавшего самый совершенный образец учения суфизма и получившего сан «Звезда веры», Неджмеддина Кубра. Его полное имя - Неджмеддин ал-Кубра Абулдженнаб Ахмет ибн-Омар ал-Хиваки ал-Хорезм. Он родился в 1145 году в Хиве, учился в больших городах Египта, Ирака и Ирана, обосновался затем в древнем Гургандже. Он был видным представителем суфизма, мастер - толкователь многих учений пир - уламов. Во время нашествия монголов Неджмеддин Кубра с оружием в руках сражался против захватчиков. Он умер в 1221 году от полученных ран. Сохранились его 7-8 книг, 24 рубаи. Особенно удивляет то, что только через век после смерти великого пира был возведен его мавзолей. В нем было четыре комнаты, а фасад его был обращен на север. На стенах мавзолея сохранились очень ценные сведения.

В истории Гурганджа 1388 год был самым тяжелым. В тот год войска Темира за последние пятнадцать лет в пятый раз пошли на штурм города. После многих штурмов город был захвачен врагами. Английский путешественник Антоний Лженкинсон в XVI веке был в Хорезме, и оставил об увиденном здесь, свои записи: «Гургандж расположился на равниной местности, вокруг него возведен длиной около 4 миль глиняный забор. Из-за грабительских войн здесь мало купцов, базары бедны». После смены рекой своего русла, население было вынуждено покинуть эти места. Такое положение продолжалось до 1811 года. В 1815 году, прорыв немало арыков, построили водные сооружения. В начале двадцатого века город значительно расширяется, увеличивается число жителей. В середине прошлого века город напоминал небольшую крепость. Только в годы независимости Туркменистана были осуществлены необходимые работы по благоустройству поселка и бережному сохранению памятников которые сегодня вошли в список Всемир наследия ЮНЕСКО. В эпоху могущества и счастья город Кёнеургенч расцветает в духе нового времени и превратился в один из прекрасных центров туризма.

В крепости Диярбекир, занимающей территорию более шести гектаров в одном из уголков в северной части степи Вас, имеются остатки памятников некогда одного из крупных городов средних веков. В ней сохранились, являясь многими бесценными фактами прошлого, остатки изделий производства гончарного и стеклянного ремесла. Если в средние века крепости строили зачастую из глины, то в крепости Диярбекир, как в античные времена здания строились из кирпича. Произведенные раскопки и найденные там с мощными защитными стенами и башнями крепости в Диярбекире, свидетельствуют о том, что здесь был один из древних городов. Исторические сведения показывают, что в этих местах жил, считающийся покровителем музыки и песни, Ашык Айдын пир Шыхабедцин Абу Хафс Омар ибн-Абдылла ас Сухравердин (1145-1235). Согласно ПЬЯМ где бы ни был пир, со всех уголков мусульманского мира к нему нескончаемым потоком Шли мюриды (последователи пира), желающие получить у него наставления и знания, это считалось большим счастьем и честью. В знаменитом дестане «Героглы», в ветви «Хармандяли», дестане «Неджебоглан» описываются события, связанные с встречей с этим великим пиром.

Славная история и у крепости Ызмыкшир (Замахшар), которая находится на территории этрапа Героглы. В эпоху царствования туркмен рода Ануштегинов Замахшар превратился в город с большим базаром, школами и медресе. Находящиеся здесь многослойные памятники, относящиеся к более ранним эпохам культурные слои, позволяют судить о том, что здесь на стыке двух эпох был густонаселенный город. Слава этой земли и Хорезма неразрывно связана с именем ученого - имама Абулкасым Махмут ибн-Омар ибн-Ахмет аз -Замахшары (1070-1144). Из 48 написанных им книг до наших дней дошли 25. Удостоенный высокого звания «Имам мира», «Гордость Хорезма», этот ученый внес большой вклад в языкознание. Составил толковый словарь арабского языка. Он, в основном, считается мастером, написавшим многие научные труды по тесфиру, хадиса, природоведению, географии, литературе. Его научный труд «Основы художественного разговора» открыл новый путь в арабском словаре. Комплекс памятников Ысмамут ата находится на территории древнего города Эшретгала. В действительности, этот комплекс является частью дошедшего до наших дней некогда цветущего большого города. По приблизительным подсчетам специалистов подтверждается его отношение к X-XI векам. Отдельные здания комплекса относятся к разным эпохам. Памятник находится около 12 километров южнее поселка Героглы, в селе у кромки Каракумов.

Большой караван, идущий с юго-западной стороны кладбища, прошел последнюю часть дороги. Этот древний город до X века был известен под названием Эшретгала, а затем вплоть до наших дней - Ысмамут ата. В настоящее время Ысмамут ата имеет облик священного кладбища. В историческом труде русского ученого Г.Р.Снесарева приводятся сведения о том, что Ысмамут ата жил в эпоху пророка Мухамеда, является сыном друга и соратника пророка, Мусайыб Газына. И.Б.Стеблюк, изучивший особенности исторических памятников Хорезма, писал в пятидесятых годах прошлого века: «Религиозный авторитет кладбища Ысмамут ата был очень высок, сюда прибывают со всех мест». В настоящее время проводится целый комплекс мер по бережному сохранению и пропаганде исторических ценностей. С целью глубокого уважения и увековечения имен великих личностей, оставивших заметный след в истории туркменского народа - ученых, известных поэтов, мыслителей, авторитетных пиров постоянно проводятся международные совещания. Все это убедительно свидетельствует о том, что у нас отдается должное великому пути предков и славной истории страны.

 

 

REKLAMA BANNER