Академия Хорезмшаха Мамуна (или «Дом мудрости») - это средневековый туркменский научный центр и библиотека, собравшая в своих стенах около ста видных учёных, правоведов, писателей, религиоведов, приехавших из Бухары, Самарканда, Джанда, Мерва, Нишапура, Балха, Египта, Сирии и других городов и проводивших научные изыскания по различным дисциплинам. Академия была создана в столице туркменского государства Хорезм городе Гургандж (современный г. Кёнеургенч в Дашогузском велаяте Туркменистана) около 1000 г. будущим хорезмшахом Абу-л-Аббас Мамун ибн Мамуном, или Мамуном II (годы правления 1004 – 1017 гг.) и, по некоторым данным, просуществовала 17 лет. В Академии Мамуна работали такие известные ученые как Ибн-Сина и аль-Бируни, которые также в разное время были ее руководителями. По мнению целого ряда учёных, Академия Мамуна располагалась на месте древней туркменской крепости Кырк-Молла, которая в настоящее время является частью Кёнеургенчского национального историко-культурного музея-заповедника в Дашогузском велаяте Туркменистана.
Тот факт, что данное научное и общественное заведение возникло в этот период именно в Гургандже, а не в других культурных центрах Центральной Азии, имеет свои веские причины. В средневековом туркменском государстве Хорезм хорошо были осведомлены о существовании «Академий» в Багдаде и других городах региона и переняли идею их создания в своей столице. Об этом говорит деятельность хорезмских ученых в IX-X вв. в первых «Академиях» в столице аббасидских халифов. Разумеется, в этом вопросе нельзя не учитывать и местные традиции. Крупнейший исследователь Хорезма, первооткрыватель древнехорезмийской цивилизации С.П. Толстов считал, что у истоков создания гурганджской «Академии» стояли придворные математики и астрономы хорезмшаха середины X в., а Гургандж, с 995 г. являлся не только столицей объединенного Хорезмского государства, но и превратился в большой и значимый международный торговый центр. Все эти факторы создали хорошие условия для того, чтобы он стал одним из самых значительных центров исламской науки и культуры в X-XII вв. С.П.Толстов, в частности, писал: «Возникновение «Академии» Мамуна не было случайной прихотью просвещенного хорезмшаха. Хорезмийская наука задолго до этого времени занимает выдающееся место в истории науки Востока. Мы мало знаем о науке домусульманского, античного и афригидского Хорезма. Но внимательный анализ памятников материальной культуры позволяет утверждать, что уже тогда точные и естественные науки достигли в Хорезме высокого уровня развития: точные каноны архитектурных пропорций, тщательные строительные расчеты, грандиозные ирригационные сооружения, невозможные без скрупулезной нивелировки местности, описанные Бируни хорезмийский календарь и детальная астрономическая терминология, богатство и разнообразие минеральных красок в росписях Топрак-кала, великолепное античное стекло оттуда-же - все это было бы невозможно без развития геометрии, тригонометрии, астрономии, топографии, химии, минералогии.».
В Академии Хорезмшаха Мамуна кипела такая-же полнокровная научная жизнь, как и в подобных Академиях исламском мира, располагавшихся в Багдаде и Каире. Будучи весьма просвещенным человеком, хорезмшах Мамун II принимал непосредственное и активное участие в организации работы Академии, при этом хорезмшах приглашал работать в ней ученых со всех концов Центральной Азии. В числе первых среди них был Абу Рейхан ал-Бируни, которая работа здесь с 1004 по 1017 год и где он написал свою работу «Книга собраний сведений для познания драгоценностей». Здесь он задумывал планы своих будущих крупномасштабных работ, проводил эксперименты, наблюдения в различных областях естественных наук. Через несколько месяцев после вынужденного отъезда из Гурганджа в Газну, он смог сразу приступить к написанию одного из основных своих произведений — «Геодезии».
Одновременно Мамун II пригласил в свой научный центр и согдийца Абу Али ибн Сину из Бухары. Основы двух трудов, составивших славу Ибн Сины, «Канона врачебной науки» (Ал-Канун фит-т-тибб) и «Книги исцеления» (Китаб аш-шифа) закладывались именно в Академии Мамуна: «Канон врачебной науки» был начат в Хорезме в 1000 году, а закончен около 1020 года. В 1012 году Ибн Сина покинул Хорезм и направился в Хорасан. Он приехал в Гургандж молодым и подающим надежды философом и врачом, и покинул его зрелым мыслителем и учёным, имя которого было уже широко известно в государствах всего региона.
О том, какие книги хранились в «Академии» ал-Мамуна II, в средневековых источниках точных сведений нет. Однако сам факт того, что около ста выдающихся ученых своего, пользуясь ее книжными богатствами, создали свои великолепные научные труды, поразившие воображение современников и удивляющие до сих пор пытливые умы современных ученых, говорит сам за себя. Можно не сомневаться в том, что в мамуновской «Академии», наряду с трудами центральноазиатских ученых, хранились также сочинения ученых всего культурного мира, переведенные на арабский язык.
Существует туркменская народная легенда о том, что «Академия» продолжала существовать вплоть до монгольского нашествия, которое произошло в начале XIII в. На городище Кёнеургенча есть холм Кыркмолла (Сорок ученых), который, по мнению многих исследователей, является остатком мамуновской «Академии». Он и в нынешнем своем состоянии производит сильное впечатление. Согласно туркменской легенде, хорезмшах решил подарить своим ученым невиданный ранее огромный и красивый дворец, для строительства которого пригласил лучших строителей. В этом дворце науки сорок светил обучали сорок тысяч мулл (грамотеев). Однажды на город напали чужеземцы, которые разрушили все строения, уцелел только дворец ученых. На рассвете осажденные обратились с молитвой к Богу и просили только одного - пусть взор неверных не встретится с ликами святых мужей и достойных их учеников. Произошло чудо, молитва их была услышана, и перевернулся дворец науки вверх дном на месте и ушел под землю. Ученые и ученики остались в том подземелье.
В этой легенде сохранилась народная память, любовь и уважение к гурганджской «Академии» и ее основателю - хорезмшаху Абу-л-Аббасу Мамуну ибн Мамуну, усилиями которого более чем тысячу лет тому назад был создан один из крупнейших научных центров во всем мусульманском мире, оставивший о себе яркий след и занимающий особое место в научной и культурной жизни всей Центральной Азии.
ТУРКМЕНИСТАН: ИСТОРИЯ ХОРЕЗМА
REKLAMA BANNER