Археологические исследования позволили предположить, что уже в IV-III тыс. до н.э. земли Хорезма (низовья Амударьи) становятся связывающим звеном между древними цивилизациями Среднего Востока и северными народами.
Во II тыс. отмечается продвижение на территорию Хорезма хорасанских племен, которые шли вниз по Мургабу (или по Амударье). Засвидетельствованная археологическая новая культура в Хорезме совпадает с датой начала хорезмийского летоисчисления (указываемой Ал-Бируни) - XIII в. до н.э. По данным великого хорезмийца, в этот век в Хорезм приходит герой Сиявуш, который основал Хорезмийское государство. Однако основателем хорезмийской династии считается его сын - Кей Хосров.
Как считает С.П.Толстов, свое название «Хорезм», государство получило по имени народа хурритов, который пришел вместе с Сиявушем. Эти люди назвали свою новую родину «Харри-зем», т.е. «Земля хурритов» (“Земля народа Солнца”), что очень спорно, ведь «хари», т.е. арии и хурриты - не один и то же этнос.
Позднейшая туркменская легенда рассказывает о красавице Ур (дочери султана Махмуда Газневи), отданной на съедение громадному змею, во имя спасения народа. Недалеко от логова змея, куда направлялась Ур («ангел»), ей встретились двое юношей. Одного из них звали Хорезм, другого Хебяш. Узнав о несчастиях, которые причиняет змей людям, Хорезм идет со своим товарищем в становище змея и убивает его. За это султан отдал Ур в жены Хорезму. На том месте, где Хорезм убил змея и нашел несметные сокровища, он основал город, названный в честь жены - Ур. К имени Ур было прибавлено слово Гендж («место сокровищ»). Отсюда, якобы, и пошло название города Ургенч, перешедшее затем в Кёнеургенч.
Интересно, что туркменская легенда точно передает связь хорезмийцев со степными племенами. Римский историк Помпей Трог (рубеж н.э.) отмечал, что хорезмийцы принадлежат к скифскому народу. С.П.Толстов отмечает также, что хорасмии (хорезмийцы) принадлежали к племенам массагетской конфедерации племен. В VII в. до н.э. Хорезм, ставший одним из центров массагетских племен, вел длительную борьбу с Мидией (царство в северо-западном Иране и Азербайджане) за земли в Юго-Западной Туркмении. Считается, что в это время оазисы Мерва и Теджена принадлежали хорезмийцам. Греческий автор Гекатей Милетский (VI в. до н.э.), рассказывая о стране Хорезм, упоминает и его столицу – город Хорезм.
В VI в. до н.э. Хорезм попадает в зависимость от Ахеменидов. Но с гибелью Кира (прим. в 529 г. до н.э.) в битве с массагетами, делает попытку к возвращению самостоятельности. Жители Хорезма подняли восстание, которое, однако, было жестоко подавлено. Хорезм был лишен автономии и на какое-то время становится ахеменидской сатрапией.
Хорезмийцы славились своим военным мастерством. Они участвовали на стороне армии Ксеркса (486-465 до н.э.) в битвах против греков в 480 г. - при Фермопилах, в 481 г. - при Платеях. В V в. до н.э. в составе ахеменидского гарнизона, расквартированного на нильском острове Элефантина (Южный Египет), указывается хорезмийский отряд.
Хорезм ставнительно быстро освободился от засилья Ахеменидов. Когда в IV в. до н.э. Александр Македонский подошел к границам Хорезма, к нему прибыл царь хоразмиев Фарасман с 1500 всадниками. Фарасман предложил Александру предпринять совместный поход против амазонок и колхов или против племен, живущих у Черного моря. Причем хорезмийский царь брался обеспечить македонскую армию продовольствием. Александр отказался от столь дальнего похода, но заключил с хорезмийцами военный договор.
Интересно, что Фарасман назвал своими соседями амазонок и колхов (племена северо-западного Кавказа), что может служить доказательством о значительном расширении Хорезма. Таким образом, можно констатировать факт - Хорезм не был завоеван Александром и был самостоятельным государством. Селевкиды также не стали завоевывать Хорезм. Во многом это определялось значительной военной мощью этого царства, а также факторами, на которые указывает археолог В.Н. Пилипко: «Своеобразие Хорезма определялось двумя основными факторами: относительной географической изолированностью - со всех сторон его окружали степи и пустыни - кочевническим окружением. В совокупности эти факторы в определенной степени защищали Хорезм от экспансионистских поползновений южных соседей, определяли своеобразие его культуры и тесные связи с кочевым миром».
В то же время, нельзя говорить о том, что Хорезмийское царство было полностью изолировано. Через Хорезм проходили пути, которые связывали Индию с Северным Причерноморьем.
Как считает узбекский историк Я.Г.Гулямов, где-то во второй половине 1 тыс.до н.э. создается новое политическое объединение на средней и нижней Сырдарье - страна Кангюй, которая в III-II вв. до н.э. завоевала Хорезм. Однако профессор К.В.Тревер утверждает, что страна Кангюй (она же авестийская Кангха) находилась там же, где город Урва (Ургенч) и соответствует Хорезмийскому царству. Кангха упоминается также в «Махабхарате».
С.П.Толстов также отождествляет понятия «Хорезм» и «Кангюй», которые фигурируют в «Авесте» как «Кангха, высокая и священная». Только Кангха, по нему, это несколько более широкое понятие, чем Хорезм. Государство Кангюй граничило на востоке с Ферганой, на юге с Парфянским и Бактрийским царствами, на западе включало в себя Хорезмийский и Бухарский оазисы. По сведениям «Истории старшей династии Хань», страна Кангюй имеет под собой пять малых владений, которые суть: Сусе, Фуму, Юни, Ги, Юегянь (Ургенч.- О.Г.). Все упомянутые пять владений зависят от Кангюя. По данным того же источника, Кангюй мог выставить 120-тысячное войско.
Примерно в 170 г. до н.э. с Хорезмом соединилась Согдиана, которая отпала от Греко-Бактрийского государства, а затем и Чач. Во II в. до н.э. Кангюйское царство достигает своего наивысшего расцвета. По мнению К.В. Тревер, ведущим в кангюйском союзе племен было племя сакараваки.
По данным китайских источников, «Кангюй находится на северо-запад от Давань (Фергана - О.Г.) в 200 ли, не менее кочевое государство, с юеджи (массагетами - О.Г.) весьма сходны обычаями ...». Также отмечается, что Кангюй соседствовал на северо-западе со страной Яньцай (аорсов-алан), которое было.сходно по обычаям с кангюйцами.
Интересно, что китайский автор XIX в. Хе Цю-Тао в «Повествовании о Кангюй» считал, что во главе кангюйцев стояли представители массагетстких племен: «То, что было государством Кан, это потомки Кангюй. Его князь был собственно юечжиец ...».
На рубеже н.э. хорезмско-кангюйское царство, лишившись Северного Кавказа, компенсировало потерю присоединением племен Приуралья, а также страны алан-аорсов. О значении Хорезмийского царства в судьбах народов Восточной Европы пишет С.П. Толстов: «мы забываем, что в нескольких сотнях километров от устьев Волги лежат страны древней среднеазиатской цивилизации, великой державы древности и средневековья, с их сложной экономикой и политической жизнью, что Каспийское море и степи Устюрта с древнейших времен были оживленными путями экономических и политических связей, игравших огромную роль в историческом прошлом народов не только Средней Азии, но, и в гораздо большей мере, Восточной Европы ...»
В первых веках н.э. в рабовладельческом Хорезме происходит распад родовой общины граждан, из которых уже выделяются представители сильной землевладельческой аристократии. Государство берет на себя защиту городов, которые раньше обороняли городские общинники. Создается постоянная имперская армия.
Во II в. н.э. Хорезм стал непосредственным соседом хунну в Приаральских степях. Некоторые территории на северо-востоке даже находились под гегемонией хуннского государства. Южные окраины кангюйцев вошли в сферу влияния Кушанского царства. Но надо отметить, что Кангюй оставался самостоятельнои державои. Китайский посол писал: «Кангюй горд, дерзок и никак не соглашается делать поклонение перед нашими посланниками: чиновников, посылаемых к нему от наместника, сажает ниже усуньских послов.»
В 305 году к власти в Хорезме приходит Африг, который и положил начало новой хорезмийской династии Афригидов. Афригиды стали укреплять границы государства, в результате чего Сасанидскому Ирану не удалось овладеть Хорезмом. По Аль-Бируни, хорезмийцы «ведут летоисчисление от него (Африга) и его потомков.»
В средневековый период Хорезм настойчиво боролся за овладение торговыми путями на Русь. После длительных войн с хазарами хорезмийские государи заставили хазарских правителей принять их протекторат. Влияние Хорезма было так велико, что Каспийское море, через северное побережье которого шли караванные дороги, стало называться русскими Хвалисским морем, т.е. Хорезмийским.
В 712 г. в Хорезм вошли арабы, в результате чего он оказался втянутым в сферу арабского влияния. В 995 г. правитель Ургенча (Кёнеургенч) Мамун ибн Мухаммед завоевал столицу Афригидов Кят (на правом берегу Амударьи) и стал во главе Хорезмийского царства. Мамун перенес столицу в Ургенч и превратил его в большой культурный центр. С этого момента Хорезмом правит династия Мамунидов.
Интересно, что выходцы из Хорезма (Кангюя) - апасиакские (массагетские) полукочевые племена в IX в. обособляются и пытаются создать новое обединение. Этот союз племен известен в источниках под именем печенегов (бечене). Печенегов также называли кангарами или кенгересами. Это подтверждает Константин Багрянородный. «Должно знать, пишет он, - что пачинакиты называются также кангар...»
Итак, печенеги (бечене) - они же кангары или канглы. Последнее указывает на их хорезмийское происхождение. Отождествление тюркоязычных канглов (кангаров) с Кангюй (Кангхой) - вполне правомерно. На это обратили внимание крупнейшие ученые. Академик В.В. Бартольд писал: «Радлов сопоставляет кангюй с тюркским племенем канглы. Так как кангюйцы описываются как типичные кочевники, последняя точка зрения имеет больше прав на существование».
Впоследствии печенеги (бечене) вошли в состав огузо-туркменского союза племен. Огузская традиция знает и племя канглы, находящееся в составе огузов. По нашему мнению, некоторые из печенежских родов сохранились в настоящее время среди туркмен. Печенежские родовые подразделения Иртим (Эртим) и Хопон (Гопон) находят аналогии с туркменскими родовыми названиями: эртем (у сарыков), гапан (у эрсары, геклен, емрели, теке). Верятно они же, но под именем кангаров фигурируют в составе туркмен-текинцев - конгур (гонур). Интересно, что в Поволжье, возле Саратовского водохранилища и сейчас находится город Хвалынск, что в славянской интерпретации означает Хорезм.
Хорезм (Кангюй) играл большую роль в судьбах населения древнего Туркменистана. Особенное влияние на себе ощутили Дашогузская область и Чарджевский оазис, которые попеременно входили в состав Хорезма. Название Кангюя (Кангхи) до сих пор носит крайний к югу приток Сарыкамышской дельты Амударьи - Кангха-дарья, а возвышенность, расположенная рядом называется Канга-гыр. Столица Древнего Хорезма - Кёнеургенч ныне является районным центром Дашогузского велаята.
О.Гундогдыев (туркменский историк)
REKLAMA BANNER