ИСТОРИЧЕСКАЯ ТУРКМЕНСКАЯ АРХИТЕКТУРА: ХОРЕЗМСКИЙ КОМПЛЕКС ИСМАМУТ-АТА

Исмамут-ата: раньше и теперь…

В Дашогузском велаяте (области) есть одно достопримечательное место, куда в буквальном смысле не зарастает народная тропа. Это архитектурный комплекс Исмамут-Ата в 12 километрах южнее поселка Героглы (бывший Тахта), одиноко стоящий среди древнего кладбища на самой окраине культурной зоны. Дальше на юг – Йыланлийский оросительный канал, а сразу за ним – бескрайние пески Каракумов. 

Канал, несущий воды Амударьи в левобережный оазис Древнего Хорезма, еще во времена Хивинского ханства назывался Газават. Прорыли его здесь не случайно: легендарный святой, чей прах покоится в мавзолее, считается создателем и покровителем ирригационной сети. Очень живописный силуэт ансамбля зданий, составляющих комплекс Исмамут-Ата, виден издалека: он воздвигнут на развалинах средневекового селения или крепости Эшреткала, которую археологи датируют X–XI веками. Это место хорошо знают не только жители велаята и соседних районов Узбекистана, но и специалисты. Несколько статей в русскоязычных научных изданиях достаточно детально отражают все, что связано с именем и памятником Исмамут-Ата. Ученые выяснили, что весь этот сложный многоструктурный ансамбль не был выстроен по единому замыслу, а складывался постепенно на протяжении многих лет, обрастая все новыми и новыми пристройками. 

Наиболее древним является лишь один участок длинного коридора, перекрытого семью куполами, – это «даш кече» («каменная улица»). Здесь еще в Средние века был построен двухкамерный и, соответственно, двухкупольный мавзолей, со временем ставший частью крытой галереи. Почитаемая могила святого, несомненно, появилась гораздо раньше, но существующий ныне трехкамерный мавзолей некоего Исыма – главный объект паломничества в этом комплексе – появился лишь во второй половине XVIII века. 

На это указывает и характер его архитектуры, и надпись, сохранившаяся на деревянной резной двери, содержащая дату – 1203 год хиджры (1788 год по современному календарю), и имена мастеров-строителей и резчиков. Вход в мавзолей оформляет небольшой портал, к которому впоследствии вплотную было пристроено еще одно купольное звено «каменной улицы». Сначала посетитель попадает в тесный вестибюль, откуда одна дверь ведет в усыпальницу с несколько удлиненным надгробием. Через другую дверь из вестибюля можно войти в более просторный купольный зал – это поминальная мечеть. Отсюда через зарешеченное окно видна усыпальница. 

Гораздо моложе мавзолея все остальные части комплекса. Прежде всего, это квадратная в плане мечеть с четырьмя кельями по углам. Если все убранство комплекса Исмамут-Ата и снаружи, и внутри лишено какого-либо декора, что делает его фасады и интерьеры довольно суровыми и аскетичными, то здесь плоскую кровлю поддерживают две деревянные колонны, украшенные великолепной резьбой хивинского типа. Это, бесспорно, самые ценные в художественном отношении детали ансамбля. Но выполнены они не так давно: на одной из потолочных балок сохранился автограф резчика – Усто Ата и дата: 1343 год хиджры, что соответствует 1924–1925 годам. Через год к летней мечети пристроили гостиницу с двенадцатью комнатами-кельями вокруг внутреннего дворика и кухней, а зимний зал мечети соединили с мавзолеем Исыма, устроив упомянутый «каменный коридор». 

Не исключено, что все пристройки в первой четверти ХХ века были всего лишь реконструированы. Установить это можно только с помощью зондажей в стенах и углубленного историко-архитектурного анализа. Но факт остается фактом: в первые годы советской власти здесь еще продолжалась традиционная религиозная практика и комплекс Исмамут-Ата стал едва ли не последним сооружением, возведенным уже в новое время, но еще по старой традиции, из местных материалов и по местным канонам. По словам историка архитектуры Иосифа Ноткина, который изучал это безыскусное и несколько грубоватое сооружение в 1959 году, его выразительность раскрывается главным образом в общих перспективных ракурсах. Он допускал участие в его строительстве мастеров из Хивы и назвал памятник финальным проявлением уходящей культуры. 

Кто же этот загадочный Исым, погребенный в мавзолее, и почему место называется Исмамут-Ата? Согласно легендам, которые полвека назад записал русский этнограф Глеб Снесарев, Исым жил во времена пророка Мухаммеда, а его отец Мусаиб-газы прославился как полководец «армии ислама», участвуя во многих боях за мусульманскую веру. 

Рассказывают, что каждое утро после намаза пророк спрашивал у своих последователей: «Ну, кто же из вас отправится в Хорезм, дабы обратить в истинную веру огнепоклонников?». И каждый раз сын Мусаиба просил направить именно его. Когда он в сопровождении всего лишь сорока воинов прибыл в хорезмский город Эшрет-кала, там правил султан Махмут. Правитель не оказал никакого сопротивления и вскоре принял ислам вместе со своими приближенными. Здесь же, в Эшрет-кала, Исым ибн Мусаиб умер, и султан Махмут устроил ему пышные похороны в расчете на то, что и его имя запомнится потомкам вместе с именем святого Исыма. Так и произошло: Исмамут – это сокращенная форма от Исым-Махмут, то есть два имени в народном сознании слились в одно. Ата – обычное у туркмен уважительное добавление к именам святых. Его мавзолей всегда привлекал паломников, особенно женщин, – сюда шли больные, бездетные и матери, потерявшие детей. Ежегодно у стен святилища проводились многолюдные празднества, приуроченные к сбору урожая. В большом саду неподалеку резали баранов, угощались, играли музыканты, танцевала молодежь.

Глеб Снесарев обратил также внимание на то, что найти в арабских источниках историческую личность с именем Исым никому не удалось, а слово «исм» в переводе означает просто «имя». У него зародилось сомнение, можно ли считать его именем собственным и не заменено ли оно в легендах прозвищем. Действительно, один из местных информаторов Снесарева, рассказывая об истории Хорезма, сказал: «Исмамут-ата, его прежнее имя Саид-сахоба, был послан сюда для распространения ислама». Реальный Саид ибн Мусаиб, умерший в 93 году хиджры, в самом деле был сыном известного сподвижника Мухаммеда, но о его участии в исламизации Хорезма письменных свидетельств нет. 

Новая жизнь святыни началась в 2009 году, когда сотрудники Института истории Академии наук Туркменистана на конкурсной основе получили грант из Фонда посла США в рамках международной программы Госдепартамента США «Сохранение культурного наследия» и приступили к осуществлению проекта реставрации комплекса Исмамут-Ата. Авторами проекта стали приглашенные из Узбекистана опытные архитекторы-реставраторы Владимир Артемьев и Алия Урманова, а выполнили его не менее опытный мастер Исак Асгаров и его помощники из Государственного историко-культурного заповедника «Куняургенч» при участии археолога Ораза Оразова. 

Менеджер проекта Нургозель Бяшимова поставила цель поэтапно реконструировать ансамбль, начав с самых аварийных и наиболее древних участков. Понадобилось четыре года, чтобы сделать эту непростую работу. Нынешней весной прибывшие на торжественную церемонию закрытия проекта посол США в Туркменистане Роберт Паттерсон и сопровождающие его лица, а также туркменские ученые-историки и архитекторы увидели обновленный комплекс, в котором, впрочем, сделано еще не все. Ждет своего часа самая поздняя пристройка: группа келий, по периметру окружающих небольшой дворик, где еще в 20-е годы прошлого века жили странники или студенты медресе. Но это задача уже другого проекта.

Тем временем благодаря пожертвованиям многочисленных паломников развивается и благоустраивается территория вокруг старой святыни, охраняемой государством. Исмамут-Ата оказался востребован сегодня не только как памятник прошлого, но и как негасимый очаг народной духовности.

Руслан МУРАДОВ

 

 

REKLAMA BANNER