Джелал ад-Дин Менгуберди (или Менкбурны), по другому Джелал ад-Дин Хорезмшах, был последним султаном Государства Хорезмшахов, которое стало крупнейшим и самым могущественным тюрко-мусульманским государством своего времени (XI-XIII вв.) и охватывало территории современных Туркменистана, Азербайджана, Ирана, Ирака, Узбекистана, Казахстана и Таджикистана. Столицей империи был город Гургандж на территории Туркменистана, а на месте этой древней столицы в настоящее время располагается туркменский город Кёнеургенч. Империя Хорезмшахов пала под ударами войск Чингиз-хана в первой половине XIII века.
Общеизвестно, что национальность — это прежде всего принадлежность человека или группы людей к определенной общности, характеризующейся единым этническим (кровнородственным) происхождением, языком, традиционной культурой, совместным проживанием. Об этно-национальной ситуации в Хорезме в этот период времени писал советский ученый-востоковед, член-корреспондент Академии Наук СССР А.Ю.Якубовский: «…К середине XIII в. почти весь земледельческий Хорезм говорил по гузски (по-туркменски)»¹. Известный советский этнограф Г.П.Васильева, посвятившая несколько десятилетий своей научной деятельности изучению туркменской этнографии, также касается темы национального состава населения Хорезма в средние века: «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем полукочевые узбеки, появившиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин»². Что касается национальной принадлежности управляющей элиты самого Государства Хорезмшахов, то советский тюрколог З.Наширванов указывает на то, что она также была огузо-туркменской: «...Организовавшееся до монгольского нашествия в Хорезм государство огузо-туркменов, т. е. государство хорезмшахов, старалось собирать около себя огузо-туркменские племена и руководить ими…».³ Попробуем выяснить на чем основывается данное утверждение и обратимся к соответствующим источникам средневекового и советского периодов.
Как известно, правящая династия Государства Хорезмшахов называлась Ануштегенидами, а ее основателем был Ануштегин (Нуштекин) Гарчай. Государственный деятель державы Хулагуидов Фазлаллах Рашид ад-Дин, живший в XIII-XIV веках, был также и известным историком, написавшим знаменитый исторический труд «Джами ат-Таварих» (Сборник летописей). Часть этой работы известна под наименованием «Легенды об Огуз-хане. Племенное деление туркмен» или «Огуз-наме» в которой подробно описывается родословная туркмен (огузов) начиная с древнейших времен до средневековья. Рашид ад-Дин пишет о том, Нуштекин Гарчай происходил из туркмен племени бегдили, одного из 24-х древнейших туркменских (или огузских) племен, ведущих свое происхождение от Огуз-хана, древнего прародителя туркмен и других древних тюркских народов: «Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком колена Бегдили из рода Огуза»⁴. Само племя бегдили Рашид ад-Дин упоминает в списке 24-х изначальных туркменских племен: «Потомки ветви Огуза…Правое крыло…Юлдуз-хан – Авшар, Бекдили, Карык, Каркын». В одном из своих трудов, историк Тимуридского государства XIV-XV вв. Хафиз-и Абру подтверждает факт принадлежности основателя династии Ануштегенидов к племени бегдили: «Нуштегин Гарча – родоначальник султанов Хорезма, он потомок племени огузов – бегдили»⁵. Сведения Рашид ад-Дина и Хафиз-и Абру о принадлежности династии Ануштегенидов к огузо-туркменскому племени бегдили являются единственными в средневековых источниках, где однозначно дается ответ на вопрос о том, к какому этносу относилась данная династия.
О древнейших туркменских племенах сообщает также и автор знаменитого историко-лингвистического труда «Диван Лугат ат-Турк» выдающийся тюркский филолог и лексикограф Махмуд Кашгари, живший и творивший в XI-XII веках в государстве Караханидов. В списке этих племен есть также и туркменское племя бегдили, к которому принадлежал Ануштегин Гарчай: «Огуз — одно из тюркских племен (кабиле), они же туркмены… Седьмой (род) — Бектили»⁶. В исторических трудах османского историка XV в. Али Языджы-оглы «Тарих-и Ал-и Сельджук» («История сельджуков»), туркменского историка XVI в. Салар Баба Гулалы оглы Харыдари («Всеобщая история») и османского историка XVI в. Мехмета Нешри «Китаби Джихан Нума» также сообщается о том, что племя бегдили является древним туркменским племенем.
Хивинский хан и историк XVII века Абул-Гази является автором знаменитого исторического труда «Родословная туркмен» («Шеджере Теракиме»). Книгу эту он написал по просьбе туркменских мулл и старейшин, которые хотели, чтобы древняя родословная туркмен сохранилась не только в устной форме, но и в письменной, и чтобы не было путаниц из-за различных вариантов этой родословной. В этой книге, в разделе «Об именах сыновей и внуков Огуз-хана» Абул-Гази упоминает племя Ануштегина Гарчая, туркменское племя бегдили, в списке 24-х древнейших туркменских племен, которые ведут свое происхождение от внуков Огуз-хана: «Имя старшего сына Йулдуз-хана— Авшар, второй [сын] — Кызык, третий — Бекдели, четвертый — Каркын»⁷. Как мы видим, все средневековые авторы, которые писали о туркменских племенах, указывают на то, что племя бегдили, из которого происходил Ануштегин Гарчай - основатель династии Хорезмшахов-Ануштегенидов, было одним из древнейших туркменских племен. Матерью Джелал ад-Дина Менгуберди также была туркменка, Айчичек, из племени языр - одного из 24-х древних туркменских племен.
В дополнении к приведенным выше словам Махмуда Кашгари, следует также упомянуть высказывания других средневековых авторов, которые указывают на то, что огузы и туркмены есть один и тот-же народ. Тот-же Рашид ад-Дин в предисловии к своему вышеупомянутому труду «Джами ат-Таварих» пишет: «С течением времени эти народы разделились на многочисленные роды, [да и] во всякую эпоху из каждого подразделения возникали [новые] подразделения и каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами [туркман], они же разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и относящиеся к ним племена.»⁸. А вот строки из произведения «Таба`и ал-хайван» известного историка XII в. Шарафа ал-Заман ат-Тахир Марвази, жившего в туркменском городе Мерв, который в то время входил в состав империи туркмен-сельджуков: «После того как гузы (огузы – М.Б.) сделались соседями областей Ислама, часть их приняла ислам и стала называться туркменами. Между ними и теми гузами, которые не приняли ислам, началась вражда. Число мусульман среди гузов умножилось, а положение ислама у них улучшилось. Мусульмане взяли верх над неверными, вытеснили их из Хорезма в сторону поселений печенегов. Туркмены распространились по мусульманским странам, они проявили себя наилучшим образом, так что завладели большей их частью и стали царями и султанами»⁹.
О тождественности понятий «огуз» и «туркмен» неоднократно писали в своих работах по истории тюркских народов крупные советские ученые-востоковеды, приведем цитаты некоторых из них. Выдающийся советский историк, этнограф и археолог, первооткрыватель древнехорезмийской цивилизации С.П.Толстов отмечает: «Позволю себе привести сравнительную таблицу 24 племен огузов-туркмен Махмуда Кашгарского (XI в.), Рашид-ад-Дина (XIV в.) и современную (по Г. И. Карпову)»¹⁰. Упомянутый выше А.Ю.Якубовский пишет: «Было бы слишком смелым пытаться отнести данные “Китаб-и Коруд” к определенному столетию в прошлом. Однако мы имеем полное право использовать эти данные при уяснении и построении картины общественной жизни домонгольских и даже домусульманских огузов (туркмен)»¹¹. Российский и советский ученый-историк, востоковед и тюрколог, один из основателей российской школы востоковедения, академик В.В.Бартольд. отмечает: «Каково бы ни было прежнее значение огузского народа в Восточной Азии, он после событий VIII и IX веков, все больше сосредотачивается на западе, на границе переднеазиатского культурного мира, которому суждено было подвергнуться в XI веке нашествию огузов, или, как их называли на западе, туркмен».¹² Советский этнограф и историк С.Поляков прямо указывает на то, что бегдили является туркменским племенем¹³.
После того, как войска Чингиз-хана завоевали туркменское государство Хорезмшахов и разрушили его, многие туркмены покинули Центральную Азию: часть двинулась в сторону Индии, где они основали Делийский султанат, другая часть была вынуждена мигрировать в сторону современных Ирана, Азербайджана, Турции и арабских стран. В результате, туркмены различных племен и племенных объединений основали на Среднем Востоке несколько десятков государств, которые в истории стали известны под названием «туркменские беглики» (или бейлики).
На территории Туркменистана сохранились топонимы, связанные с племенем бегдили: пески Бедели в Бахарденском этрапе Ахалского велаята, ущелья Улы Бедели и Кичи Бедели в Этрекском этрапе Балканского велаята¹⁴. На территории Балканского велаята нашей страны также обнаружен могильник Бедели-ата с изображением тамг туркменского племени бегдили¹⁵. Часть туркмен-бегдили со временем вошла в состав крупной туркменской этнографической группы гёклен¹⁶, другая часть – в состав туркмен, проживающих в Лебапском велаяте Туркменистана.
Приведенные выше сведения средневековых и советских историков позволяют однозначно утверждать, что этнически династия Ануштегенидов была туркменской, и, соответственно, последний султан Государства Хорезмшахов Джелал ад-Дин Менгуберди, по-национальности был туркменом.
М.Байрамов, Ашхабад (Туркменистан)
____________________________________________________________
Примечания:
1. А.Ю.Якубовский. Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X-XV вв.. Ленинград, 1933 г.
2. Г.П.Васильева. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. - Москва, изд. «Наука», 1969 г.
3. Э.Наширванов. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму. - ИЗВЕСТИЯ ТАВРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ (бывш. Таврической ученой архивной комиссии). - Том 2 (59-й) / Под редакцией секретаря о-ва Н.Л. Эрнста. - Симферополь, 1928.
4. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Огуз-наме. – Баку, изд. «Элм», 1987 г.
5. Ибрагим Кафесоглу. История государства Хорезмшахов (485-617/1092-1229) (на турецком языке). Анкара: Тюрк Тарих Куруму, 1956 г.
6. Материалы по истории туркмен и Туркмении, Том I. VII-XV вв. Арабские и персидские источники. М.-Л. АН СССР. 1939 г.
7. А.Н.Кононов. Родословная туркмен. Сочинение Абу-л-Гази хана Хивинского. - М.-Л. изд. Наука, 1958 г.
8. Фазлаллах Рашид ад-Дин. Джами ат-Таварих (Сборник летописей) (Тома I-III). – М.-Л., изд. Наука, 1946 г.
9. Шараф ал-Заман Тахир Марвази. Табаи аль-Хайван. (Глава о тюрках)//Труды сектора востоковедения, Том 1. АН КазССР. 1959 г.
10. С.П.Толстов. Города гузов. – журнал «Советская этнография», 1947 г., № 3
11. А.Ю.Якубовский. Китаб-и Коркуд и его значение для изучения туркменского общества эпохи раннего средневековья. Книга моего деда Коркута. М-Л. АН СССР. 1962 г.
12. В.В.Бартольд. Очерк истории туркменского народа. – Сочинения. Том II, часть I. – М.- Издательство восточной литературы, 1963 г.
13. С.Поляков «Этническая история Северо-Западной Туркмении в средние века». – М. – изд. МГУ, 1973 г.
14. С.Атаниязов «Толковый словарь географических названий Туркменистана. (на туркменском языке), – Ашхабад, - изд. Ылым, 1980 г.
15. С.Поляков, там-же
16. С.Атаниязов «Словарь туркменских этнонимов». - Ашхабад, - изд. Ылым, 1980 г.
REKLAMA BANNER