ТУРКМЕНСКИЙ ГОРОД КЁНЕУРГЕНЧ – СРЕДНЕВЕКОВАЯ СТОЛИЦА ХОРЕЗМА

КЁНЕУРГЕНЧ - УНИКАЛЬНАЯ ЖЕМЧУЖИНА ТУРКМЕНСКОЙ ИСТОРИИ

В 480 км к северу от Ашхабада вблизи старого русла Амударьи, в месте пересечения двух важнейших караванных путей: на восток, в Китай, и с юга - на северо-запад, к Волге, расположен Кёнеургенч - один из крупнейших средневековых туркменских городов Великого Шёлкового пути, город, чья история вобрала в себя знаковые вехи в истории Туркменистана. Дата его основания неизвестна, но остатки старейшей крепости города Кыркмолла (Сорок мулл) относят к античному периоду (II-V вв. до н. э.). Город упоминается и в священной книге зороастрийцев – Авесте под названием «Урва», «Урга». 

В середине VIII века город попал под власть арабов и получил название Гургандж. В X веке на левобережье Амударьи наместники Саманидов создали северохорезмское государство Ургенчский эмират, столицей которого и являлся город. 

XII и начало XIII века были периодом расцвета Ургенча, превосходившего по численности населения и известности многие города Центральной Азии. Здесь жили и творили великие мыслители Востока - Авиценна, Аль-Бируни, Ибн-Баттут. В 1221 году город, являвшийся средоточием духовности и культуры, называемый «сердцем ислама», восстал против Чингизхана и был разрушен монголами. 

Ургенч был включен в состав улуса Джучи, а затем в 1359 году стал независимым в системе золотоордынского ханства. Особую роль в его развитии в первой половине XIV века сыграли местный правитель Кутлуг-Тимур (святой Тимур) и его жена Тюрабек-ханым. 

Очередное разрушение город пережил в 1388 году в ходе завоевательных походов Амира Тимура, а в XVI веке изменение направления русла Амударьи на север вынудило жителей покинуть город навсегда. В 1646 году, после строительства на территории современного Узбекистана нового Ургенча, старый стал называться Кёнеургенч (Старый Ургенч). 

Кёнеургенч – уникальная жемчужина туркменской истории. Его шедевры средневекового зодчества вобрали все многообразие исламских традиций – неповторимое сочетание архитектурных стилей и форм, богатство фактур и конструкций, редкостной формы купола, чистота и глубина цвета. Являясь ярчайшими образцами восточного зодчества и свидетельствами созидательного гения туркменского народа, его генерирующей роли в истории человеческой цивилизации, памятники древнего города – объекты Государственного историко-культурного заповедника «Кёнеургенч» – внесены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. 

Бриллиант в диадеме шедевров Кёнеургенча

Так называют историки и искусствоведы мавзолей Торебег-ханым. В его архитектуре уникально сочетаются изящество и монументальность, совершенство архитектурных форм и великолепный декор. Изумительное по красоте строение с богатейшей отделкой внутри и снаружи, с открытым светлым шестигранным залом площадью около ста квадратных метров, украшенным резной мозаикой. Венчал все это великолепие огромный купол. Внутренний декор купола представлял собой мозаичное панно тончайшей работы с орнаментом из звезд и цветов. 

Кто и когда построил этот мавзолей доподлинно неизвестно, сведения об этом не сохранились. Но легенды связывают историю создания этого уникального архитектурного шедевра с именем Торебег-ханым, являвшейся дочерью правителя Золотой Орды Узбек-хана и женой его наместника в Хорезме Кутлуг-Тимура, правившего в XIX веке. Она прославилась строительством религиозных учреждений, милосердием и справедливостью, и имя ее было хорошо известно во всем Хорезме. Традиционно она считалась покровительницей женщин и девушек. В XIX-XX веках ее мавзолей был центром массового паломничества невест. Они приходили сюда накануне свадьбы и спрашивали благословения на брак. И сейчас усыпальница Тюрабек-ханым остается центром массового паломничества. 

До наших дней дошла красивая легенда об истинной любви, которую не сумела разглядеть и оценить дочь падишаха Торебег. Унаследовав после смерти отца трон, Торебег долго не выходила замуж, и только по настоянию старейшин решила отдать свою руку избраннику. Однако, зная ее твердый характер, никто не осмеливался посылать сватов. Только один мастер по имени Кул Гардан не побоялся открыть свою любовь и обещал выстроить для нее самое красивое здание. Тюрабек ответила согласием, но с условием, что если здание ей не понравится, он будет наказан. Трижды мастер возводил строения, одно краше другого. Но капризной Торебег ни одно из них не понравилось, в душе она признавала, что мастер был талантлив и все здания были прекрасными. И она стала укорять мастера за растраченные средства. Тогда к ней явился святой шейх Шараф и попросил уступить ему построенное мастером третье здание. Не желая уступать ему, Торебег сказала: «Хорошо, я уступлю тебе это здание, только заполни его золотом». 

Святой поднялся на купол здания, опустил рукав в отверстие на его вершине. Золотые монеты посыпались из рукава и заполнили все до купола. Но Торебег все говорила: «Сыпь, не жалей!». Шейх Шараф продолжал рассыпать золото, купол переполнился и лопнул. С тех пор на куполе остались трещины и отверстия. Золото разделили на семь частей. Говорят, одну часть разбросали по Ургенчу, поэтому и сегодня жители города нет-нет да и находят золотые монеты. 

На седьмую часть золота мастер начал новое строительство в надежде, что Торебег сдержит данное слово. Но капризная принцесса поставила новое условие: подняться на пештак и броситься вниз в доказательство своей любви, если останется жив, она станет его женой. 

Кул Гардан прыгнул, разбился, но не умер. Семь дней его душа не покидала тело, пока Торебег по настоянию старейшин не произнесла: «Мое тело принадлежит тебе». Говорят, что в мазаре Торебег-ханым есть комната, где похоронили мастера и оставили место для Торебег.

Время не пощадило мавзолей, как и другие уникальные образцы восточного зодчества Кёнеургенча. Но и сегодня, несмотря на отсутствие северной стороны и разрушенный купол, мавзолей поражает своим величием. 

Минарет Кутлуг-Тимура

Это один из самых высоких в мире из сохранившихся средневековых сооружений. Стройный, сильно утонченный кверху, он достигает в высоту 60 метров, и восхищает мастерством своих создателей, сумевших поднять столь грандиозную колонну. Снаружи минарет искусно украшен 18 орнаментальными поясами и 3 поясами куфических надписей. 

Орнаментальные пояса разделены кирпичной кладкой, которая получила название «сельджукская цепь», когда две переплетающиеся волнистые ленты образуют орнамент. Среди облицовочных, великолепно отшлифованных кирпичей имеются покрытые тонкой резьбой кирпичики в виде «бантика» и буквы «S». Элементы искусного орнаментального декора подчеркивает воздушность и изящество архитектурного стиля. 

Восхищенный минаретом Кутлуг-Тимура, известный туркменский поэт Керим Гурбаннепесов посвятил ему следующие строки:

Когда-то зодчий минарет возвел: 
Поставил башню вровень с облаками, 
Нанес на стены сказочный узор, 
Сверкающий на камне, как на ткани. 
Завися от того, как падал луч, 
Менял узор ярчайшую окраску: 
То он дышал величьем горных круч, 
То излучал покой любви и ласку.
 

История минарета покрыта завесой тайны, которые он время от времени раскрывает пытливым исследователям. Далеко не сразу ученые получили ответ на вопрос о дате его возведения. На ранней стадии изучения они отмечали его «архаичность» и определяли время строительства рубежом X-XI веков. На основании переведенных российскими учеными А.Якубовским и В.Зотовым надписей, опоясывающих минарет, время его создания было отнесено к XI-XII векам. 

Не нашли пока исследователи и ответа еще на один вопрос. Вход в минарет находится в 6,5 метра от земли. Попасть в него можно было либо по приставной лестнице, либо по мостику с соседнего здания. Однако тщательные археологические раскопки вокруг минарета не выявили даже следов какого-либо сооружения. Из этого входа по винтовой 144 ступенчатой лестнице за 5 минут можно подняться до отметки 50 метров, где имеется второй дверной проем. Лестница завершается небольшой круглой площадкой, но сам минарет продолжается еще на 10 метров.

Остается загадкой и технология строительства минарета. Ученые сходятся во мнении, что он возводился изнутри без использования строительных лесов. А народное предание гласит: объявив о строительстве минарета, падишах Адил Кутлуг (Тимур) наложил на население Хорезма налог. Каждый житель был обязан доставить на место строительства мешок соломы. Ею обкладывали минарет и по ней добирались до самой его вершины. 

При изучении основной кирпичной кладки исследователи обратили внимание на то, что каждый ряд уложен на двухсантиметровый слой пластичной глины. Между собой эти ряды тщательно скреплены раствором из особого состава, который затвердел до состояния монолитного камня. Все это обеспечивает высокую защиту от сейсмического удара, что, по мнению ученых, и объясняет долголетие памятника. 

Другая интригующая загадка минарета – необычный конструкции сложный фундамент. Одна его часть представляет собой перевернутую многоступенчатую пирамиду. Детально изучить фундамент, на котором держится столь массивная колонна, ученым пока не удается, т.к. основная часть его погружена в грунтовые воды.

Задаются исследователи и вопросом о предназначении столь грандиозного сооружения в самом центре Ургенча. Как площадка для призыва правоверных на молитву – минарет слишком высок, голос муэдзина вряд ли был слышен внизу. Надписи у вершины невооруженным глазом неразличимы, да и соборной мечети возле него нет. Раскопки расположенного в 80 метрах западнее минарета холма и найденные обломки глазурованной терракоты, лестниц, башен, дают ученым основание предполагать, что здесь располагалась праздничная мечеть – намазгах. Вместе с минаретом Кутлуг-Тимура она образовывала законченный архитектурный комплекс, в котором дважды в год проводились многолюдные праздничные литургии. 

А возможно минарет выполнял благородную миссию, пряча в своей тени тайну сокровищницы мысли древнего Гурганджа? Одна из легенд повествует, что когда вражеское войско подступало к городу, ученые мужи просили первым делом вывезти и спрятать богатое собрание библиотеки. Но когда караван с вьюками книг уже собирался покинуть город, наблюдатели, сидевшие на вершине минарета, сообщили, что город окружен врагами. Тень минарета падала к порогу разрушенного здания с подвалом. Было решено спрятать книги в этих развалинах. Так и сделали. Враг захватил и разрушил город, угнал население. А книги остались спрятанными в развалинах. Рассказывают, что тень минарета падает на место, где спрятаны книги, лишь один раз в год. Но когда именно это происходит, остается загадкой. Народное предание может быть достоверным, и связано с одной из трагических страниц в истории Гурганджа – в 1221 году город подвергся разрушительному монгольскому завоеванию.

Проходит время, эпохи сменяют друг друга, а минарет Кутлуг-Тимура, устремленный в небесную синь, как и столетия назад, олицетворяет величие нашей древней земли и талант туркменских мастеров, будоражит пытливые умы исследователей. А ценители восточного зодчества и многочисленные путешественники приезжают, чтобы приоткрыть для себя тайны нашей богатой истории и воочию лицезреть уникальный духовный и монументальный шедевр. 

Мавзолей Текеша

Это одно крупнейших сооружений Ургенча, которое датируется XII веком, расположенное юго-восточнее минарета Кутлуг-Тимура.

Массивный и величественный (размер здания 18,5х18,5 м; толщина стен 3,7 м; диаметр купола – 11 м; высота от пола до верха внутреннего купола 18,5м) мавзолей возвышается над городским ландшафтом, символизируя божественное происхождение власти монарха. А конический купол, облицованный небесно-голубой майоликовой плиткой, в духовном воззрении тюркоязычной аристократии олицетворяет связь с небом (Тангры), помогая душе умершего перейти в мир иной. С точки зрения архитектурной уникальности мавзолей Текеша являет собой портально-шатровую композицию, специфическую только для Средней Азии и нигде более не встречающуюся. 

В народе мавзолей называют мазар шейха Шарап баба. Этот законовед и проповедник был хорезмийцем, жил в Ургенче и получил известность как автор книги «Пособник муридам», написанной в 1313 году для Арсары бая. Народная легенда гласит, что в знак уважения и высокого почтения к шейху народ построил гробницу. Когда шейху показали здание (мавзолей), он похвалил строителей, но сказал: «Такому ничтожному рабу божьему, как я, было бы чересчур нескромно быть «похороненным в таком здании». Однако он согласился быть похороненным вне гробницы. После смерти шейха, согласно последней воле, он был захоронен снаружи. Исторические хроники, в частности, в сообщении историка Тадж ад-дина ибн Анджаба ибн ас-Са и в книге «Краткое собрание источников хроник и источников жизнеописаний», приводится следующее: «Построил это медресе в Хорезме (Ургенче) султан хорезмшах Текеш. Он построил его для ханифитов и основал в нем библиотеку, соревнуясь с сельджукидскими султанами. Он был справедлив к подданным, знал основы и отрасли законоведения ханифитского толка, занимался ими и вел диспуты. Он умер 20 рамадана 596 г. в Шахрастане, а сын его Кутт ад-дин Мухаммад перевез тело и похоронил его в Хорезме в гробнице, которую он, Текеш, построил для себя при медресе». Для более полного основания утверждать, что мавзолей действительно связан с именем Текеша, ученым еще требуются дополнительные изыскания. 

Но с именем какого-бы из правителей или шейха ни было связано строительство мавзолея Текеша, современников он привлекает, прежде всего, своей архитектурой. При конструировании здания мастера взяли за основу структуру обычного чартака, развили ее до огромных размеров и ювелирно обработали экстерьер. 

В основании памятника – квадратная призма, на ней – высокий «гофрированный» барабан, расчлененный на 24 ниши со сталактитовыми завершениями и несущий шатрово-конический купол. Главный вход особо выделен небольшим порталом и высокой сталактитовой аркой. Чрезвычайно уникальна ребристая отделка барабана. Она богата пластикой нарастающих вверх форм. Художественную выразительность придает и цвет: в кладку панно и сталактитов простым узором вставлены небольшие бирюзовые кирпичики. 

Время не пощадило этот, как и многие другие, архитектурный памятник, но несмотря на утраты в декоре, он и сейчас поражает оригинальностью замысла зодчих и художественной выразительностью. 

Мавзолей Наджмеддина Кубра 

В черте современного Кёнеургенча есть место, которое в народе называют Sih-Kabir mazary, что дословно означает «Могила великого шейха». Здесь, согласно народным преданиям, в 1221 году пролилась кровь мученика, принявшего смерть за веру от монгольских всадников, - великого шейха суфизма Наджмеддина Кубра. На протяжении веков невидимый непосвященному духовный свет усыпальницы великого шейха служит маяком для паломников со всего мира. Ахмад ибн Омар Наджмеддин выбрал путь суфия и известен как основатель суфийского ордена «кубравийа». Его называли «Кубра», т.е. великий из великих, близкий к Богу, друг Всевышнего. Алишер Навои написал, что святой носит имя Кубра, означающее, что в споре нет равных ему, он всегда побеждает. Идеи Наджмеддина Кубра стали своеобразным этапом в развитии учения суфизма и явили собой качественно новый тип гуманистических воззрений о пути совершенствования человека. Наджмеддин Кубра вернулся на родину примерно в возрасте 40 лет. В Гургандже он построил ханаку (обитель суфиев), окружил себя многочисленными учениками. К нему приходили ищущие истину и он до конца жизни оставался верным своим идеям и соотечественникам. 

Согласно легендам, великий шейх, обладая чудодейственной силой, способной предсказывать события, предвидел большое бедствие, которое придет с Востока и превратит цветущий край в руины. «Возвращайтесь на свою родину, ибо надвигается с Востока огонь смуты. Такого бедствия еще не знала история», - взывал Наджмеддин Кубра к своим ученикам. На что они ответили: «Помолись наставник наш, ибо все знают, что молитвы ваши всегда благосклонно принимались Аллахом». Но ученый скорбно сказал: «Это бедствие невозможно остановить даже молитвой». 

Источники также гласят, что шейху Кубра враги разрешили покинуть осажденный Ургенч. Но 76-летний шейх, взяв в руки меч, вышел на поле битвы. Из описания этого события, сделанного Алишером Навои, известно, что в одной из атак святейший захватил вражеское знамя и держал его так крепко, что врагам удалось взять знамя только после того, как, убив его, они отрубили пальцы святому. 

Там, где это произошло, сподвижники и почитатели шейха построили сначала простое квадратное помещение с куполом. Но по мере того, как разрасталась посмертная слава святого, разрастался архитектурный ансамбль. Он находится в центре некрополя, который в народе называют «360 святых», по числу павших с великим шейхом. Особое место в этом мемориальном комплексе занимает могила Джамильджана – любимого ученика Наджмеддина Кубра. 

Символический мавзолей самого шейха в его нынешнем виде был построен и роскошно украшен в XIV веке, во времена правления Кутлуг-Тимура и Тюрабек-ханым. Здание включает четыре купольных помещения и, собственно, усыпальницу, где находится надгробие, установленное, по преданию, над местом, где упало тело шейха, а рядом стоял высокий обелиск, отмечавший место падения головы. Но столб был разбит в 1950 году рухнувшим куполом усыпальницы.

Ученые и ценители восточной графики отмечают выдающиеся художественные достоинства облицовки надгробия. По словам исследователей, это один из лучших образцов восточной майолики. Мелкая графическая роспись завитков в стилизованной манере раскрывает целый мир растительных узоров среднеазиатской флоры. 

Не меньшую ценность имеет и портал (пештак) мавзолея, облицованный майоликовыми плитками. Большинство из них утрачены, но остались арабские надписи в стиле сульс и цветочно-растительные элементы, характерные для хорезмийской архитектурной керамики. 

Во времена, когда жил Наджмеддин Кубра, многие мечтали хотя бы краем глаза увидеть и поклониться ему, побеседовать с ним, а сегодня не иссякает поток к Sih-Kabir mazary паломников, ищущих истину. 

Крепость Ызмыкшир 

Всем, кто хоть раз побывал в Дашогузе, обязательно покажут остатки стен древней крепости Замахшар. По рассказам местного населения, между слоями стен здесь можно увидеть человеческие останки. Но больше эта крепость известна тем, что здесь родился и жил великий ученый XI-XII веков Махмыт аз-Замахшары. 

Руины крепости находятся в 25 километрах юго-западнее современного Дашогуза – административного центра северного региона Туркменистана. Местные жители называют крепость Ызмыкшир, что с арабского произносится как Замахшар. Что означает это слово и с чем связано название крепости, с точки зрения науки еще предстоит разгадать. 

Название этой крепости упоминается уже в античных источниках. Средневековый арабский поэт сообщает, что все сёла мира были бы рады стать жертвой села Замахшар, потому что оно дало миру великого туркменского мыслителя Махмыта аз-Замахшары. По рассказам местного населения, эта крепость была спешно построена во время похода в Хорезм сына Чингиз хана, полководца Хулагу. Для обороны от неприятеля людей согнали на строительство укрепления. Высота крепости достигала 20 метров. Произносить слово «устал» для строителей было равносильно смерти, так как ослабевших от тяжелой работы укладывали в сырую стену и замуровывали глиной. Поэтому даже в наши дни, находясь у стен крепости, нельзя произносить слово устал, - предупреждают местные жители. 

Обратимся к историческим свидетельствам. В 1219 году монгольские войска напали на Хорезм. Как происходил штурм, доподлинно не известно. Но глядя на сохранившиеся фрагменты крепостной стены с башнями и наблюдательными пунктами, можно представить, как защитники крепости днем с помощью красной материи, а ночью – горящего факела предупреждали жителей близлежащих поселений о приближении вражеского войска. Хранящая тайны героического прошлого, крепость Ызмыкшир почитается в народе, прежде всего, как родина выдающегося ученого Махмыта аз-Замахшары, чье имя стоит в одном ряду с такими великими мыслителями средневековья как Ибн Сина, Аль-Хорезми, Аль-Бируни. 

С детства Махмыт аз-Замахшары проявлял интерес к наукам. Учился в медресе Бухары и Ургенча. Состоял на службе у Хорезшаха Ануштегина, который собрал вокруг себя лучшие ученые умы. Замахшары занимался не только наукой, но и писал стихи. Нередко его приглашали на большие советы, где решались важные государственные дела. Его даже называли Фахр Аль-Хорезм, что означает «гордость Хорезма». Но в возрасте 40 лет Замахшары сильно заболел и дал клятву, что если выздоровеет, то больше не будет служить Хорезмшахам, а займется учительством и наукой. Ученый сдержал свое слово, и после выздоровления отправился в Аравию. В пути он встречался с известными учеными, и везде, где преподавал, пользовался авторитетом. За талант, высокую образованность и достижения в науке ему дали почетное звание Аль-Аллама (самый великий ученый). А сирийский государь эюбидов Мазаффареддин Аль-Малик Аль-Ашраф I давал в награду пять тысяч серебряных монет тому, кто знал наизусть произведения этого ученого. Сегодня произведения Замахшары изучаются в школах и вузах Турции и странах Европы. 

Умер ученый в 1144 году в Ургенче и по версии местного населения его могила находится к востоку от крепости Ызмыкшир. В 2004 году в Туркменистане был выпущен шеститомник произведений ученого под названием «Весна святых».

 

REKLAMA BANNER