М.Байрамов (Ашхабад, Туркменистан)
Территория Хорезма с древних времен была населена сако-массагетскими племенами, которые в целом проживали на обширных пространствах западной и юго-западной Центральной Азии. Массагетское племя хорасмиев, от которых и происходит название страны «Хорезм», изначально обитало в районе Туркмено-Хорасанских гор (юго-западная часть Туркменистана), затем переселилось на территорию Тедженского оазиса, расположенного в Ахалском велаяте Туркменистана. В последующем, следы хорасмиев были обнаружены в юго-восточном Туркменистане, после чего они переселяются на север Туркменистана в район Присарыкамышской дельты Амударьи, где в VII-VI вв. до н.э. создают куюсайскую культуру и самое древнее Хорезмское государство со столицей в древнем туркменском городе Кюзелигыр. Позднее, столица переносится в построенный неподалеку древний туркменский город Калалыгыр.
Проведенные многолетние археолого-этнографические исследования Хорезмской экспедиции показали, что антропологический облик древних хорезмийцев-куюсайцев был преимущественно долихокефальным, для этого облика характерна относительно узкая и длинная форма головы. Данный антропологический тип является преобладающим у современных туркмен, при этом он не присутствует ни у одного другого центральноазиатского этноса. В период раннего средневековья, удельный век долихокефального населения в левобережном Хорезме составлял 70%, что однозначно указывает на то, что современные туркмены являются прямыми потомками древних хорезмийцев. Еще одним доказательством туркменского происхождения хорезмийцев является утверждения крупнейшего хорезмского ученого X-XI вв. Абу Рейхана Аль-Бируни, который в своем эпическом историческом труде «Памятники минувших поколений» отмечал, что в древности, на территории Хорезма было «царство тюрков».
При раскопках древней туркменской крепости Айбугир-кала, расположенной в северо-западном Хорезме (северный Туркменистан), археологами были обнаружены самые древние образцы арамейской письменности во всей Средней Азии, которые датируются V в. до н.э.. Согласно исследованиям ряда историков, арамейский алфавит является производным от древнеогузского алфавита, возникшего на основе древних туркменских тамг. Впоследствии, на территории древнего Хорезма, хорезмийцами на основе арамейского письма была создана своя письменность, самые ранние образцы которой были обнаружены на керамических фрагментах в городище Койкрылганкала, датируемых IV - II вв. до н.э.
О тюркоязычности массагетов, в состав которых входили хорезмийцы, пишут византийские авторы Феофан Византийский и Прокопий Кесарийский, а русский историк XVII-XVIII вв. В.Татищев указывает на то, что скифов-массагетов, отмеченных в «Истории» античного историка Геродота, возглавлял древний прародитель туркмен Огуз-хан. Об этом также пишет и шведский ученый XVII-XVIII вв. Ф.И.Страленберг в своей работе «Северная и восточная часть Европы и Азии». Крупнейший исследователь древнего Хорезма С.П.Толстов утверждает, что главными потомками древних массагетов являются туркмены. Согласно исследованиям С.П.Толстова, Г.И.Карпова и О.Гундогдыева, целый ряд массагетских племен имеют одни и те же названия, что и древние туркменские племена, указанные в списках Махмуда Кашгари, Рашид ад-Дин и Абу-л-Гази, а главная река древнего Хорезма Амударья, называлась «Огуз» более двух с половиной тысяч лет назад, при этом данное наименование реки сохранилось среди тюрков вплоть до XIX-XX вв.
В раннем средневековье, население Хорезма, помимо туркмен-огузов, состояло также и персоязычных этнических групп, которые были тюркизированы новыми массами туркмен, начавшими проникать на территорию государства с востока, сначала во время господства Тюркского каганата, а затем Огузского государства на Сырдарье, Туркмено-Сельджукской империи и Туркменского государства Хорезмшахов. К началу XIII в. весь Хорезм был тюркоговорящим, а академик А.Ю.Якубовский в своей работе «Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X-XV вв.» указывает на то, что в этот период хорезмское население практически полностью состояло из туркмен, т.к. «…к середине ХIII в. почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорил по-гузски (туркменски)».
Известно, что традиционная национальная мужская одежда туркмен, включая хорезмийцев, является единой: это прежде всего туникообразная рубаха, длинный свободный халат, широкие штаны, заправленные в сапоги, большая шапка (тельпек) из овечьей шерсти и пояс-гушак. Национальная женская одежда, а также национальные женские украшения различных этнографических групп туркмен, включая хорезмийцев, также имеют единое происхождение.
У хорезмийцев, как и у всех остальных туркменских групп, развито почитание туркменского героического эпоса «Гёроглы». Хорезмийцы говорят на хорезмском диалекте туркменского языка, который очень близок к северо-йомудскому и човдурскому диалектам туркменского языка, а также включает в себя каракульско-алатский, турткульско-сарибийский, икано-карабулакский и карамуртский говоры, на которых говорит население туркменского происхождения, проживающее в нескольких областях Узбекистана, в Каракалпакстане и Казахстане. Различные династии хорезмийской этнографической группы туркмен были правителями Хорезма с XIV в. вплоть до 1918-го года.
REKLAMA BANNER