М.Байрамов (Ашхабад, Туркменистан)
О Древнем Хорезме
Хорезм был древней цивилизацией и государством, основанном в период раннего железного века в северном Туркменистане в Присарыкамышской дельте реки Амударья. Самые ранние сведения о древних хорезмийцах (хорасмиях), входивших в состав тюркоязычных сако-массагетских племен, встречаются в работе античного историка и географа VI в. до н.э. Гекатея Милетского «Землеописание». Крупный специалист по истории Хорезма, доктор исторических наук Э.Ртвеладзе, исследовав эту работу, а также сообщения других историков, локализует изначальную область обитания хорезмийцев территорией юга и юго-востока Туркменистана, между древними государствами Бактрия и Маргиана¹. Согласно исследователю древней истории Средней Азии, доктору исторических наук И.Пьянкову, до переселения на юго-восток Туркменистана, древние хорасмии жили в восточной части Туркмено-Хорасанских гор и на территории современного Ахалского велаята Туркменистана².
К концу VIII в. до н.э. древнетуркменские племена хорасмиев (хорезмийцев) переселяются в район Присарыкамышской дельты Амударьи (левобережный Хорезм, современный Дашогузский велаят Туркменистана), где в VII–IV вв. до н. э. формируют Куюсайскую (Кузелигырскую) культуру. На основе этой культуры, сако-массагетских традиций северного Туркменистана и под влиянием южно-туркменских земледельческих культур, хорасмии создают древнехорезмийскую цивилизацию и первое хорезмское государство со столицей в древнем туркменском городе Кюзелигыр (VI-V вв. до н.э.), указанном в «Землеописании» Г.Милетского как город Хорасмия. Кюзелигыр, расположенный на территории Акдепинского этрапа Дашогузского велаята Туркменистана, был самым ранним местом возникновения гончарного производства всего Хорезма, а также самым крупным городом архаичного периода его истории с площадью 25 гектаров и протяженностью крепостных стен более 3 км. В V-IV вв. до н.э. столицей государства был построенный неподалеку древний туркменский город Калалыгыр (расположен в 40 км от административного центра Дашогузского велаята Туркменистана г. Дашогуз) - крупнейший город всего Хорезма в его античный период истории, имевший огромный дворец и мощную крепость, площадь которого достигала 70 гектаров. Совершенная архитектура дворца Калалыгыра послужила образцом при создании последующих дворцовых сооружений в древнем Хорезме³.
О тюркоязычности массагетов, в состав которых входили хорезмийцы, сообщают византийские авторы Феофан Византийский и Прокопий Кесарийский, а русский историк XVII-XVIII вв. В.Татищев в своем труде «История Российская» указывает на то, что скифов-массагетов, отмеченных в «Истории» античного историка Геродота, возглавлял древний прародитель туркмен Огуз-хан. Об этом также пишет и шведский ученый XVII-XVIII вв. Ф.И.Страленберг в работе «Северная и восточная часть Европы и Азии», а крупнейший хорезмский ученый X-XI вв. Абу Рейхан Аль-Бируни в своем произведении «Памятники минувших поколений» подчеркивает, что в древности на территории Хорезма было «царство тюрков». При раскопках древних хорезмских городов-крепостей, таких как Топрак-кала, Ток-Кала, Гяур-Кала Султануиздагская, Елхарас, Капарас, и других, на сырцовых кирпичах были обнаружены древние туркменские тамги, нанесенные местными мастерами, изготовлявшими кирпичи, что свидетельствует о принадлежности этих мастеров к различным туркменским племенам. По результатам проведенных комплексных археолого-этнографических исследований было определено, что антропологический облик хорезмийцев-куюсайцев представлен преимущественно долихокефальным компонентом (в период раннего средневековья удельный век долихокефального населения в левобережном Хорезме составлял 70%⁴), при этом нынешние туркмены являются единственным народом Средней Азии, чей антропологический облик является долихокефальным. Все приведенные выше факты служат доказательством того, что хорасмии (хорезмийцы) являлись частью древнего туркменского этноса, а современные туркмены являются прямыми потомками древних хорезмийцев.
В период господства древнетуркменских куюсайских племен в Хорезме, он становится независимым государством, выйдя из состава Ахеменидской державы в конце V - начале IV вв. до н.э. С постепенным уменьшением обводненности левобережья Амударьи на рубеже тысячелетий, центр Хорезма переносится на правобережье, где в I в. н.э. строится город Топрак-кала, который становится центром Хорезма в III в. н.э.
На античный период (IV-II вв. до н.э. и I в. н.э.) приходится время наивысшего расцвета хорезмского государства, когда древние туркмены-хорезмийцы расширяют территорию искусственного орошения и земледелия как в самой Присарыкамышской дельте Амударьи, так и на правобережье реки, при этом в значительном количестве возделываются различные зерновые, садовые и бахчевые сельскохозяйственные культуры. В античный период в древнем Хорезме был свой календарь и свое летоисчисление, точкой отсчета которого, согласно сведениям Аль-Бируни, был XIII в. до н.э., и которое продолжалось до VIII в. н.э.
Самые древние образцы арамейской письменности на территории всей Средней Азии были обнаружены при раскопках древней туркменской крепости Айбугир-кала, построенной в античное время в северо-западном Хорезме (северный Туркменистан) и датируются V в. до н.э. Согласно исследованиям ряда историков, арамейский алфавит является производным от древнеогузского алфавита, возникшего на основе древних туркменских тамг. Впоследствии, на территории древнего Хорезма, хорезмийцами на основе арамейского письма была создана своя письменность, самые ранние образцы которой были обнаружены на керамических фрагментах в городище Койкрылганкала, датируемых IV - II вв. до н.э.
В связи с тем, что хорезмская цивилизация и государство образовались на территории Туркменистана, именно здесь началась эпоха древнехорезмийского градостроительства, на протяжении которой нашими предками было воздвигнуто несколько десятков древних и средневековых туркменских городов Хорезма, таких как Канга-Кала, Куня-Уаз, Куюсайкала, Диярбекир, Замакшар, Кырк-молла, Хазарасп, Айбугир-кала, Ак-Кала, Акчагелин, Аяз-Кала, Бедиркент, Булдумсаз, Бутентау-кала, Гульдурсун, Гяуркала, Дарган, Дашкала, Дауданкала, Девкесен, Джигербент, Елхарас, Ербурункала, Зенги-баба, Ишраткала, Кандымкала, Капарас, Кой-Крылган-Кала, Кунерли, Курганкала, Кыз-кала, Кызылжакала, Мангыр-кала, Огланлы-кала, Садвар, Топрак-кала, Шахерлик, Шахсенем, Шемаха-кала, Ширван-кала, Ширимбай-кала и другие.
О населении древнего Хорезма
В своей книге «Туркмены Центральной Азии» известный туркменский ученый-историк М.Дурдыев, исследовавший многие первоисточники, а также труды современных историков, пришел к однозначному выводу, что этногенез туркмен Хорезма протекал непрерывно с самых древних времен по настоящее время: «Здесь, в Хорезме, проживали многочисленные племена массагетского круга - хорасмии, аугасии, дербики, аттасии, апасиаки, аланы, асы и др. Хорасмии, по имени которых и был назван Хорезм, по словам Л.Н.Гумилева, являлись «ближайшими родственниками парфян», которые также вместе с дахами входили в массагетский круг племен, в среде которых протекал ранний этногенез туркменского народа…»⁵.
Согласно крупнейшему историку, археологу и этнографу, первооткрывателю древнехорезмийской цивилизации С.П.Толстову, туркмены являются главными потомками древних массагетов, при этом туркменская национальная одежда совпадает с древнехорезмийским костюмом, что, наряду со сходностью антропологического облика, лишний раз указывает на то, что древние хорезмийцы есть прямые предки туркмен: «Если мы учтём, что массагетский этнический пласт наиболее крупную роль сыграл именно в туркменском этногенезе, а в теке мы можем видеть почти прямых потомков дахов, то это сохранение хеттского комплекса одежды у туркмен рядом с отмеченными нами хетто-фракийскими параллелями древнего хорезмийского костюма может существенно подкрепить наш тезис.»⁶ С ним согласен известный археолог и этнограф И.Мизиев, который указывает на то, что современная наука установила полное тождество массагетов и туркмен⁷. На древнехорезмийский пласт в этногенезе туркмен указывает также и видный этнограф и историк С.Трудновская: «В современных украшениях населения Хорезмского оазиса - туркмен и каракалпаков - сохранились древнехорезмийские элементы. До сих пор кольца каракалпаков украшаются спиральными витками, а серьги туркмен - миндалевидными подвесками, напоминающими свой древний прототип. Это служит лишним доказательством наличия древнехорезмийской подосновы в этногенезе каракалпаков и туркмен»⁸.
Исследуя различные первоисточники, в которых рассказывается о вышеупомянутых племенах, проживавших в древности на территории Хорезма, можно прийти к заключению, что по крайне мере часть этих племен была туркменскими или огузскими. Если более подробно остановиться на выводах С.П.Толстова, то здесь мы видим, что он отождествляет обитавшее в Хорезме массагетское племя дах (тохар) с огузским (туркменским) племенем дюгер (варианты названия: дюкер, тувер, тогар), племя пасиан с огузским (туркменским) племенем печенег (бечене), племя сакаравака с туркменским племенем сакар, а племя асов с огузским (туркменским) племенем языр. Как известно, племена дугер, печенег и языр входили в состав 24-древнейших туркменских племен, ведущих свое происхождение от внуков Огуз-хана, о чем пишут в своих исторических работах такие известные историки прошлого как Рашид-ад Дин («Джами ат-Таварих» - «Сборник летописей»), Али Языджы-оглы («Огуз бойлары»), Салар Баба («Всеобщая история») и Абуль-Гази («Шеджере Теракиме» - «Родословная туркмен»), а также известный тюркский лексиколог Государства Караханидов Махмуд Кашгари («Диван Лугат ат-Турк» - «Словарь тюркских наречий»). Также, С.П.Толстов убежден в том, что древний массагетский этноним «аугас» есть искаженное произношение этнонима огуз, являющегося прежним самоназванием туркмен⁹.
Туркменский ученый-историк первой половины XX века Г.И.Карпов проводил сравнительное исследование названий древних центральноазиатских сако-массагетских племен и пришел к выводу, что массагетское племя атасии – есть туркменское племя ата, астабены - подразделение атабай туркмен-йомудов, амиргийские саки – огузо-туркменское племя эймир (входит в состав 24-х древнейших туркменских племен), а также современное туркменское племя емрели. Как известно, древнегреческая передача древнего названия реки Амударья, протекающей по территории Туркменистана, в том числе и Хорезма – Окс или Оксус, а в трудах средневековых хорезмийских авторов, а также в упомянутом выше произведении Махмуда Кашгари «Диван Лугат ат-Турк», река носит название Окуз. Многие современные ученые-историки пришли к однозначному выводу, что данное обозначение Амударьи является видоизмененным названием этнонима Огуз.
Как мы видим, целый ряд сако-массагетских племен, исконных обитателей Хорезма и прилегающих территорий, на самом деле являются туркменскими (огузскими) племенами, а не совсем точное произношение их названий древнегреческими авторами является вполне объяснимым, ведь передача названия этнонимов или топонимов с одного языка на другой, тем более не родственный, всегда сопровождается искажением оригинальных названий. В связи с вышесказанным, весьма примечательным и заслуживающим отдельного исследования является факт фиксации древних туркмен (огузов) на территории современного Восточного и Северного Туркменистана, включая Хорезм, как минимум в 1-м тысячелетии до н.э., при этом численность нашего народа была настолько велика, что крупнейшая река региона именовалась Огуз.
О населении Хорезма в Средние века и позднее
В отношении древнего и раннесредневекового языка хорезмийцев, необходимо отметить, что целый ряд исследователей относят его к восточно-иранской группе языков, однако, вероятнее всего, этот язык имел смешанное тюрко-иранское происхождение, так как, как отмечено выше, большая часть населения Хорезма еще в древние времена была огузами (туркменами). Косвенным подтверждением ошибочности мнения об исключительно иранской (персидской) основе хорезмийского языка той эпохи могут служить слова Аль-Бируни, который писал о том, что он с трудом освоил персидский язык, так как он не является для него родным¹⁰.
Что касается дальнейших этнических процессов в Хорезме в Средние века, то новые крупные проникновения огузов (туркмен) в Среднюю Азию, в том числе и Хорезм, начались в период раннего Средневековья во времена господства Тюркского каганата и продолжались несколько веков, что привело к еще более сильной тюркизации хорезмского населения, которое и без того имело глубокие туркменские корни. Вот, что пишет на данную тему в своей книге «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов» известный ученый-антрополог Л.Ошанин: «В X в., к которому относятся сообщения арабских географов, тюрками, окружавшими Хивинский оазис, были туркмены, именующиеся в ту эпоху гузами или огузами, лишь позднее выступившие под своим современным именем – туркмены. Именно благодаря смешению с ними хорезмийцы X в. приобрели несвойственную им долихоцефалию, что делало их похожими на гузов. Следовательно, предки туркмен – гузы, тысячелетие тому назад были такими же долихоцефалами, как и современные их потомки – туркмены». Здесь также можно привести и другую цитату Л.Ошанина, в котором говорится о том, что долихоцефальная европеоидная раса, к которой принадлежит большая часть туркмен, является местной расой: «Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен» ¹¹.
Выводы Л.Ошанина об этногенезе хорезмского населения за последние как минимум тысячу лет подтверждаются и этнографическими материалами. К примеру, общеизвестно, что традиционная национальная мужская одежда туркмен, каракалпаков и остального тюркоязычного населения Хорезма (которых условно называют «хорезмийцами») совпадает почти на 100% — это прежде всего туникообразная рубаха, длинный свободный халат, широкие штаны, заправленные в сапоги, большая шапка (тельпек) из овечьей шерсти и пояс-гушак. Национальная женская одежда этих групп населения Хорезма также очень близка и совпадает на 80-90%, а различия имеют незначительный характер, такие различия могут быть и у разных племен одного и того-же народа. Единый этногенез туркмен, каракалпаков и «хорезмийцев» также подтверждается и общностью национальных украшений этих трех традиционных групп населения Хорезма. Вот что пишет об этом известный узбекский специалист по истории хорезмских ювелирных Э.Гюль в своей статье «Ювелирное искусство Хорезма»: «Хорезмийские, туркменские и каракалпакские изделия объединяет почти полное совпадение конструктивных и семантических основ…Практически каждое хорезмийское украшение имеет свой аналог в туркменском серебре… Таким образом, нельзя не заметить, что большинство хорезмийских ювелирных изделий связано с традициями степной культуры и имеет единый генезис с туркменскими»¹².
Г.П.Васильева была известным этнографом второй половины XX в., посвятившем несколько десятилетий своей научной деятельности изучению туркменской этнографии. В своей книге «Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане», которая стала результатом многолетних этнографических исследований, она пишет: «Туркмены и их предки огузы издавна, гораздо раньше, чем полукочевые узбеки, появившиеся здесь, как отмечалось, с начала XVI в. и сыгравшие большую роль в формировании современного узбекского населения Хорезма, жили на территории оазиса и его окраин»¹³. Другой известный исследователь истории Центральной Азии, историк-востоковед, член-корреспондент Академии Наук СССР и один из авторов первого издания международной «Энциклопедии Ислама» А.Ю.Якубовский в своей работе «Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X-XV вв.» указывает на полное преобладание туркмен в этническом отношении в Хорезме: «…К середине ХIII в. почти весь земледельческий Хорезм, в том числе и города, говорил по-гузски (туркменски)»¹⁴.
Известный специалист по этнографии Хорезма Е.Неразик со ссылкой на узбекского лингвиста Ф.Абдуллаева и этнографа и специалиста по Хорезму Г.Снесарева отмечает, что огузское наречие распространено в Южном Хорезме в традиционных местах проживания туркменских племен (саят, баат, авшар, алили и других), чьи предки принимали участие в тюркизации старого населения Хорезмского оазиса¹⁵. Данный вывод в очередной раз указывает на то, что именно туркмены являются главным тюркским этническим субстратов средневековых хорезмийцев, которые естественным образом являются частью большого туркменского этноса.
Необходимо отметить, что большинство историков, специализирующихся на изучении средневекового Хорезма, едины в мнении о том, что к XIII в. население Хорезма было полностью тюркизировано. Данный факт не вызывает удивления, так как в XI-XII вв. Хорезмом правила туркменская династия Сельджукидов, в этот период различные туркменские племена в массовом порядке расселились во всех частях страны. В XII-XIII вв. Хорезмским государством правила династия Хорезмшахов-Ануштегенидов, которая также была туркменской, а столицей империи Хорезмшахов был средневековый туркменский город Гургандж (или Ургенч, ныне г. Кёнеургенч в Дашогузском велаяте Туркменистана), который продолжал оставаться столицей Хорезма вплоть до начала XVI в. О принадлежности Ануштегинидов к туркменам сообщает упомянутый выше известный государственный деятель и историк Государства Хулагуидов в XIII-XIV вв, и автор большого исторического труда «Джами ат-Таварих» («Сборник летописей») Фазлаллах Рашид ад-дин: «Точно также самым дальним предком султана Мухаммада Хорезмшаха был Нуштекин Гарча, который был потомком колена Бегдили из рода Огуза. Нуштекин находился в числе тех, кто пребывал на службе у сельджукских султанов»¹⁶. Племя бегдили, из которого происходили Великие Хорезмшахи, является одним из 24-х древнейших туркменских (огузских) племен, о чем отдельно пишет в этой же работе Рашид-ад Дин, а также Махмуд Кашгари, Языджы-оглы, Салар Баба и Абуль-Гази в своих упомянутых выше работах. О том, что не только династия Хорезмшахов, но и вся военно-политическая элита государства также состояла из туркмен пишет этнограф Э.Наширванов: «...Организовавшееся до монгольского нашествия в Хорезм государство огузо-туркменов, т. е. государство хорезмшахов, старалось собирать около себя огузо-туркменские племена и руководить ими…»¹⁷.
В результате завоевания Центральной Азии войсками Чингиз-хана в XIII веке, большие массы туркмен были вынуждены мигрировать на Ближний и Средний Восток, а также в Южную Азию. Несмотря на это, значительное количество туркмен осталось в этом регионе, включая территорию Хорезма, где туркмены еще в течении многих столетий оставались одним из главенствующих этносов. Приведем цитаты из двухтомника «История народов Узбекистана», изданного в Ташкенте в 1947-1950 гг., где авторами были такие известные ученые историки, как уже упомянутый выше А.Я.Якубовский, а также историк и член-корреспондент Академии Наук СССР К.В.Тревер и историк М.Э.Воронец. Ниже, идет речь об этническом составе населения Хорезма уже в XVI веке: «Население городов и земледельческих селений составляли прямые потомки древних жителей Хорезма, впитавшие в себя многочисленные пришлые, главным образом, тюркские элементы, и подвергавшиеся уже к этому времени полному отуречению по своему языку.» Заключения авторов двухтомника согласуются с упомянутым выше выводом Л.Ошанина о том, что древнее население Хорезма смешалось с туркменами. «Вторую значительную этническую группу составляли туркменские племена, расселенные, как указано, к западу и югу от оседлых районов ханства, а частично и внутри их.»¹⁸.
Как мы видим, этнический состав населения Хорезма даже в XVI веке состоял по большей части из туркмен и «хорезмийцев» - этнографической группы туркменского происхождения, при этом политический и экономический центр Хорезма располагался в Туркменистане с X в. вплоть до XVI в., а значит Хорезм данного периода безусловно являлся средневековым туркменским государством.
Этническая картина в Хорезме в XIX – начале XX вв.
О решающем влиянии туркмен на дела Хорезма (Хивинского ханства) в более близкое к нам время, а именно во второй половине XIX века отмечается в ряде источников. Американский военный корреспондент Януа́рий Алои́зий Мак-Га́хан посещал Хивинское ханство в 1873 году и по результатам своей поездки, в 1874 г. опубликовал записки под названием «Военные действия на Оксусе и падение Хивы», в которых он указывает на главную роль туркмен в управлении ханством: «Туркмены самое храброе и воинственное племя Центральной Азии… Хивинский хан никогда не был в состоянии управлять Туркменами живущими в его владениях. На деле это происходит почти наоборот; сами Туркмены очень решительно управляют действиями хана. Допуская его иметь некоторую номинальную власть как правителя их соседей Узбеков, они противятся всякой попытке распространить эту власть на них самих. Они всегда готовы сражаться за хана, исключая впрочем случаев когда сражаются против него: из них-то он составляет главнейшим образом свои войска…»¹⁹.
Полковник генерального штаба российской царской армии А.Глуховской также пишет о главной роли туркмен во всех делах Хивинского ханства в своей докладной записке «О положении дел в Аму Дарьинском бассейне» от 9 июня 1873 г.: «По своей воинственности, туркмены составляют господствующий класс в ханстве, имеющий преобладающее влияние на все его дела. Сила и значение туркмен до того велики, что сам хан и его родственники не могут отъехать от столицы на десятки верст без значительного прикрытия, а на охоту ханы обыкновенно отравляются с пушками и отрядом войск. По этому факту можно судить о господстве туркмен в ханстве. Вот почему ханские войска состояли почти исключительно из туркменов… Вот почему в Хиве, собственно, не существует хивинского вопроса, а есть только туркменский вопрос, от решения которого и зависят все будущие отношения Хивы к России.» ²⁰.
В связи с вопросом о численном составе туркмен в XIX веке можно привести статистические данные этого времени. Известный царский военачальник, дипломат и путешественник Н.Муравьев-Карский в своей работе «Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах» приводит численность только оседлых туркмен Хивинского ханства в этот период в количестве 250 тысяч человек, что значительно превышает количество групп населения ханства, именуемых «узбеками» (около 150 тыс. человек)²¹. Военный чин царской армии, начальник Мангышлакского отряда, полковник Ломакин в своем рапорте от 18 июля 1872 года за № 859 на имя Кавказского наместника князя Святополк-Мирского, описывает политические и этнические процессы в Хорезме и говорит о том, что туркмены являются этническим большинством в Хиве: «Другие же убеждены, что в этом деле много действовала интрига против нашего ишана, главного начальника всех хивинских туркмен, Хаджи Мамбота, который будто бы ждет только известия от нас, чтобы привезти нам всех наших пленных, надеясь на большую за это награду (вместо ишана) и уверенный вполне, что он успеет эта сделать, так как иначе он может поднять против хана всех хивинских туркмен, составляющих большую часть населения Хивы и заставить хана исполнить его просьбу.»²². Известный османский автор второй половины XIX в. Али Суави в своей работе «Хивинское ханство и российская экспансия в Туркестане» указывает на то, что в 1873 г. крупнейшим по численности этносом г. Хива были туркмены, численность которых составляла 150 000 человек²³.Необходимо отметить, что в данную статистику не включена хорезмийская этнографическая группа туркмен, вместе с которой туркмены составляли абсолютное этническое большинство Хорезма в этот период времени.
Как мы видим, согласно информации авторов XIX в., непосредственно посещавших и досконально знавших регион Хорезма, туркмены были главной военно-политической силой Хивинского ханства, составляли крупнейший этнический пласт государства и были этническим большинством в г. Хива даже в XIX веке, однако с приходом в регион сначала царской России, а затем и большевиков, численность туркменского населения начала значительно уменьшаться: «Туркмены, издревле населявшие эту территорию, играли ведущую роль в истории Хорезма. Не потеряли они своей роли и после завоевания Хорезма кочевниками-узбеками и образования Хивинского ханства…Резкое сокращение численности туркмен в Хивинском ханстве отмечалось в период завоевания его российскими войсками после 1873 г., когда против туркмен направлялись карательные экспедиции царских войск. Но особенно сильный ущерб туркменскому населению Хорезма был нанесен в первые годы советской власти с образованием на месте бывшего Хивинского ханства Хорезмской Народной Советской Республики /1918-1924 гг./.» - пишет М.Дурдыев в своей вышеупомянутой книге.
Туркмены-хорезмийцы
Как известно, на протяжении XVI-XIX вв. «узбеками» в Хорезме называли политически господствующую часть населения²⁴, которые появились здесь изначально в конце XV в. из Золотой Орды как группы кыпчаков – одного из тюркских племен. В Средние века кыпчаки были составной частью туркмен, о чем сообщает Рашид ад-Дин в своем труде «Джами ат-Таварих»: «…Каждое по определенной причине и поводу получило свое имя и прозвище, подобно огузам, каковой народ теперь в целом называют туркменами [туркман], они же разделяются на кипчаков, калачей, канлы’ев, карлуков и другие относящиеся к ним племена.»²⁵. Вплоть до начала XX в., большая часть населения Хорезма состояла из туркмен различных племен и групп, включая туркмено-кыпчакских «узбеков», слившихся с туркменами-хорезмийцами; также здесь исторически проживали каракалпаки, имеющие близкое к туркменам происхождение²⁶. При этом, большая часть населения частей Бухарского эмирата и Кокандского ханства, впоследствии вошедших в состав Узбекской ССР, традиционно состояла из таджиков, сартов (хорезмские сарты имели туркменское происхождение²⁷), туркмено-кыпчакских «узбеков», туркмен, казахов, а также потомков средневековых тюркских племен карлуков, ягма и чигилей²⁸, имевших туркменское происхождение²⁹. Здесь необходимо упомянуть, что академик А.Ю.Якубовский подчеркивает, что при изучении истории Средней Азии, очень трудно разделить историю таджиков и узбеков, при этом он отмечает, что «мы можем сказать с полной убежденностью, что узбеки, говорящие на языке тюркской системы, во много раз ближе стоят к таджикам.., чем к другим тюркоязычным народам Средней Азии»³⁰. Также, следует учитывать, что в фонетике и лексике узбекского языка чувствуется сильное влияние таджикского языка, а национальный костюм узбеков и таджиков, и национальные обряды и танцы обоих народов практически идентичны. Все приведенные научные факты указывают на то, что современные узбеки состоят по большей части из тюркизованных таджиков, имеющих туркменское происхождение тюркских племен, туркмен различных племен и групп, а также казахов. Несмотря на это, при основании советским правительством в 1920-х годах на этой территории социалистической республики, политическое название «узбек» было искусственно присвоено почти всему населению, проживавшему на большей части территории исторического Мавераннахра вне зависимости от этнической или племенной принадлежности этих групп населения³¹. Целью таких усилий было создание для вновь образованной республики новой титульной нации под названием «узбеки», которые раньше, как нация, народ или этнос не существовали. В результате, большая часть туркмен, включая туркмен-хорезмийцев, оказавшихся проживающими на части территории бывшего Хорезма, вошедшей в состав вновь созданной Узбекской ССР, было записано «узбеками»³² (так называемые «хорезмийские узбеки»), и им искусственно прививалось общеузбекское самосознание. Несмотря на это, подавляющее большинство хорезмийцев не считает себя узбеками, а их принадлежность к большому туркменскому этносу не подвергается сомнению.
Что касается диалекта современных «хорезмийцев», то наиболее близким к нему является туркменский язык, при этом данный диалект и туркменский язык являются частью огузской группы тюркских языков. В самом Узбекистане, диалект «хорезмийцев» именуется огузским (то есть туркменским) или хорезмским, а узбекские лингвисты С.А.Рахматова и М.М. Кузибаева прямо указывают на то, что он «очень напоминает туркменский язык»³¹, при этом сам узбекский язык относится к карлукской группе языков. На данную тему пишут многие ученые, в частности, известный лингвист и тюрколог, доктор филологических наук А.М.Щербак в своем труде «Сравнительная фонетика тюркских языков»: «Долгие гласные южнохорезмского говора в основном встречаются в тех же словах, что и в туркменском языке»³². Крупнейший лингвист и филолог, Академик АН СССР В.М.Жирмунский указывает на то, что «по большинству своих признаков южнохорезмские говоры объединяются с туркменским языком и его диалектами»³³. По этому вопросу, Г.П. Васильева дает однозначный ответ, указывая на большую близость южнохорезмского говора к туркменскому языку, чем к узбекскому. «О значительной огузской прослойке в этногенезе хорезмийцев, по-видимому, свидетельствует и то обстоятельство, что современный южнохорезмский говор узбеков ближе к туркменскому, нежели к узбекскому, и содержит много огузизмов»³⁴. Согласно классификационной схеме тюркских языков, разработанной крупнейшим востоковедом-тюркологом А.Самойловичем, диалект «хорезмийцев» является частью кыпчако-туркменской языковой группы³⁵.
В связи с вышесказанным, научно установленным является факт принадлежности диалекта «хорезмийцев» (так называемых «хорезмийских узбеков») к туркменскому языку, а включение этого диалекта в состав узбекского языка было противоречащим лингвистике и политически мотивированным шагом со стороны советской власти с целью искусственного увеличения количества «узбекского» населения в Узбекской ССР.
Весь комплекс научных данных по этнической истории Хорезма указывает на то, что жители исторического Хорезма, условно именуемые «хорезмийцами», являются одной из этнографических групп туркмен, проживающих как в Дашогузском велаяте Туркменистана, так и в Хорезмской области Узбекистана, и говорящих на хорезмском диалекте туркменского языка, сходном с северо-йомудским и човдурским диалектами туркменского языка. Хорезмский диалект туркменского языка включает в себя еще несколько говоров, на которых говорят жители туркменского происхождения, проживающие в соседних с Туркменистаном странах: каракульско-алатский говор в Бухарской области Узбекистана³⁶, турткульско-сарибийский говор, распространенный в Каракалпакстане, и икано-карабулакский и карамуртский говоры в Южно-Казахстанской области Казахстана. Необходимо отметить, что данные группы населения также являются неотъемлемой частью туркменского этноса.
Резюмируя вышесказанное, необходимо отметить нижеследующее. Согласно данных письменных источников, археологии, этнографии, лингвистики и антропологии, значительная часть населения Хорезма еще в 1-м тыс. до н.э. была этническими туркменами (огузами). Большая часть нетюркоязычного населения региона была тюркизирована туркменами к X веку н.э., а весь Хорезм был тюркизирован туркменами к XIII в. Вплоть до начала XX в. самую многочисленную этническую группу Хорезма составляли туркмены, в составе которых имеется крупный этнический субстрат, именуемый «хорезмийцами», разговаривающий на хорезмском диалекте туркменского языка. Различные династии хорезмийской этнографической группы туркмен были правителями Хорезма с XIV в. вплоть до 1918-го года, при этом фактическая власть в Хивинском ханстве принадлежала туркменской знати из различных племен, а наиболее боеспособную часть хорезмской армии также составляли туркмены. Все эти факторы делают Хорезм одним из исторических туркменских государств, а Туркменистан - страной-наследницей Хорезмского государства. Наряду с другими традиционными историческими областями Туркменистана - Ахалом, Балканом, Мервом и Лебапом, Хорезм, будучи крупнейшим историческим регионом нашей страны, является из главных центров формирования и развития туркменской нации с древнейших времен по настоящее время.
____________________________________________________________________________
Примечания:
1. Э.В.Ртвеладзе. Государственное объединение «Большой Хорезм» - миф, созданный учеными или историческая реальность? - Ташкент: Издательство «Узбекистан файласуфлари миллий жамияти», 2013 г.
2. И.В.Пьянков. Хорасмии Гекатея Милетского. – Вестник древней истории. 1972 г., № 2. М. – Институт всеобщей истории АН СССР
3. Ю.Рапопорт. Краткий очерк истории Хорезма в древности. - Приаралье в древности и средневековье. Москва: Восточная литература, 1998 г.
4.Т.К.Ходжайов. География и хронология преднамеренной деформации головы в Средней Азии. – Искусственная деформация головы человека в прошлом Евразии. – Москва, Институт археологии РАН., 2006 г.
5. М.Б.Дурдыев. Туркмены Центральной Азии. - Ашхабад.: «Юрт», 1993 г.
6. С.П.Толстов. Древний Хорезм (Опыт историко-археологического исследования). – Москва, изд. МГУ, 1948 г.
7. И.Мизиев. История карачаево-балкарского народа с древнейших времён до присоединения к России // Ас алан. М.: «Мир дому твоему», 1998 г.
8. С.А.Трудновская. Украшения позднеантичного Хорезма по материалам раскопок Топрак-кала. - Работы Хорезмской археолого-этнографической экспедиции АН СССР в 1949 г., ВИ, 1950 г., № 3.
9. С.П.Толстов. Огузы, печенеги, море Даукара. - Журнал «Советская этнография», 1950 г. № 4, изд. Академии Наук СССР.
10. Абу Рейхан Беруни. Фармакогнозия в медицине. // Абу Рейхан Беруни, Избранные произведения. т. 4. Т., 1973 г.
11. Л.В.Ошанин. Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов. Часть 3. - Издательство Ереванского университета. Ереван, 1959 г.
12. Э.Гюль. Ювелирное искусство Хорезма (К проблеме этнокультурных параллелей).
13. Г.П.Васильева. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. - Москва, изд. «Наука», 1969 г.
14. А.Ю.Якубовский. Феодальное общество Средней Азии и его торговля с Восточной Европой в X-XV вв.. Ленинград, 1933 г.
15. Е.Е.Неразик. Сельское жилище в Хорезме (I-XIV вв.). – Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. - Москва, изд. Наука, 1976 г.
16. Ф.Рашид ад-Дин. Джами ат-Таварих. - Москва - Ленинград.: Издательство АН СССР, 1946, 1952, 1960 гг.
17. Э.Наширванов. Предварительные заметки о племенном составе тюркских народностей, пребывавших на юге Руси и в Крыму. - ИЗВЕСТИЯ ТАВРИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ – г. Симферополь, 1928.
18. К. В. Тревер, А. Ю. Якубовский, М. Э. Воронец. История народов Узбекистана. - Ташкент, изд. Академии Наук Узбекской ССР, 1947-1950 гг.
19. Я.А.Мак-Га8хан. Военные действия на Оксусе и падение Хивы. – Москва, 1875 г. – 304 с.
20. А.Глуховской. О положении дел в Аму Дарьинском бассейне. (09 июня 1873 г.)
21. Н.Муравьев-Карский. Путешествие в Туркмению и Хиву в 1819 и 1820 годах. Ч. 1-2. - Москва, 1822 г.
22. Из рапорта начальника мангышлакского отряда наместнику кавказскому о положении в Хивинском ханстве и истинных целях хивинского посольства. - ЦГВИА, ф. 400, д. 13, 1872 г.
23. А.Суави. Хивинское ханство и российская экспансия в Туркестане
24. С.А.Токарев. Этнография народов СССР. Изд. Московского университета, 1958 г.
25. Ф.Рашид ад-Дин. Джами ат-Таварих. - Москва - Ленинград.: Издательство АН СССР, 1946, 1952, 1960 гг.
26. О. А. Гундогдыев. Туркмены и народы мира. - Ашхабад.: Туркменская государственная издательская служба, 2012 г. - 288 с.
27. Е.Е.Неразик. Сельское жилище в Хорезме (I-XIV вв.). – Труды Хорезмской археолого-этнографической экспедиции. - Москва, изд. Наука, 1976 г.
28. К. В. Тревер, А. Ю. Якубовский, М. Э. Воронец «История народов Узбекистана. Т.1 - Ташкент, изд. Академии Наук Узбекской ССР, 1947-1950 гг.
29. Ф.Рашид ад-Дин. Джами ат-Таварих. - Москва - Ленинград.: Издательство АН СССР, 1946, 1952, 1960 гг.
30. К. В. Тревер, А. Ю. Якубовский, М. Э. Воронец «История народов Узбекистана. Т.1 - Ташкент, изд. Академии Наук Узбекской ССР, 1947-1950 гг.
34. А.М.Щербак. Сравнительная фонетика тюркских языков. – Ленинград. Изд. «Наука», 1970 г.
35. В.М.Жирмунский. О некоторых вопросах лингвистической географии тюркских диалектов. – Тюркологический сборник – М. изд. Наука, 1966 г.
36. Г.П.Васильева. Преобразование быта и этнические процессы в Северном Туркменистане. - Москва, изд. «Наука», 1969 г.
37. А.Н.Самойлович. Некоторые дополнения к классификации турецких языков. Петроград, 1922 г.
38. О.А.Гундогдыев. Туркмены и народы мира. - Ашхабад.: Туркменская государственная издательская служба, 2012 г. - 288 с.
REKLAMA BANNER